Архив:

Им мороженку не надо - дай поговорить!

Самые разговорчивые ребята обучаются в школе-интернате № 13

В основном это мальчики. Во всей школе только 53 девочки и 151 мальчик. Есть даже класс, в котором одна девочка. Неудивительно: школа,в которой дети учатся, - речевая коррекционная. А тяжелые нарушения речи (они-то и приводят сюда ребят) гораздо чаще встречаются именно у мальчишек. Рискну предположить: эти ребята - самые разговорчивые во всей Удмуртии. Знаете, о чем спросил меня мальчик, когда я уже уходила со школьного двора? Он спросил: «Почему вы со мной мало поговорили?».

Только ли у Буратино деревянное лицо?

Хочется сравнить их с гимназистами - приветливые, открытые, любознательные. Сообща обсуждают, чем испанские сказки отличаются от русских, решают логические задачки и готовятся к республиканскому экологическому конкурсу «Зеркало природы». Цветы для широкополых шляп на тему «италмас» они не шьют, а... валяют (метод изготовления валенок, оказывается, годится и для изготовления декоративных элементов).

Речь просто льется! И это у детей, которые - когда пришли в школу - были замкнутыми, бессловесными. Ирина Владимировна Шадрина, заместитель директора по учебно-методической работе, поделилась:

- Когда Людмила, одна из наших учениц, приехала домой на каникулы, все соседи пришли на нее взглянуть. Друг другу передавали: «Люда заговорила!». Девочка, которая в семь лет не произносила ни слова, за полгода научилась говорить.

Все дети в этой школе - особые. Поначалу не только невнятно произносят звуки (или совсем их не произносят), но и не всегда понимают то, что услышали.

На логопедическом занятии, например, разбирают фразеологизмы. Педагог спрашивает детей, как они понимают выражение «ни рыба ни мясо».

- Это пустой холодильник, - спешит ответить ученица.

- А что означает выражение «пустой человек»?

- Значит, голодный, - сообразил мальчик.

- Деревянное лицо?

- У Буратино!

- А когда говорят «зуб на зуб не попадает»? - интересуется педагог.

- Когда зуба нет, - не сомневаются дети.

Из этих примеров видно: многие дети с ограниченными возможностями здоровья мыслят конкретно, но благодаря учебе в коррекционной школе они начинают понимать образные выражения, мыслить абстрактно.

Кропотливо работают над произношением. Как обрадовался мальчуган, не произносивший звук «ш», когда понял, что мишка - не миска. «Ха-ха-ха», - смеялся он. - Кастрюлька получается!».

Каждый год в школе проходят речевые конференции, где дети с радостью показывают педагогам и родителям, друг другу, как красиво они умеют говорить: чисто, эмоционально, образно!

«Жосорт» превратился в «сторожа»

В старших классах ребята учатся по программам обычной общеобразовательной школы. За десять лет оканчивают девятилетку. Уточняю: разве нет специальных коррекционных программ?

- Есть, - поясняет Ирина Владимировна, - но только для начальной школы. Раньше коррекционные школы были четырехлетними.

- Но в обычных учебниках для старших классов много терминов. Как же дети справляются?

- Мы весь учебный материал перерабатываем, приспосабливаем к нашим ученикам, - говорит Ирина Владимировна.

Кроме обычных предметов, здесь есть дополнительные. Логика (ребенок, например, должен быстро разобраться, кто выше, если Вася меньше Пети, а Коля меньше Васи), логоритмика (дети, произнося слова, еще и ритм отбивают). На уроке развития речи ребята учатся устно высказываться, рассуждать. Факультатив «Здоровый образ жизни и спорт» прививает им навыки правильного дыхания, учит упражнениям для глаз. Заглянула на логопедическое занятие, которое вела Марина Валериевна Мелкозерова: из хаотично расставленных букв нужно было «собрать» слово. У ребят это получилось. Например, «жосорт» очень быстро превратился в «сторожа».

Каждый день недели в школе посвящен определенной теме. В понедельник на всех уроках, во время прогулки или подготовки домашнего задания развивают у учеников память. Тема вторника - внимание, среды - мышление. Четверг посвящают пространственно-временным представлениям, а пятницу - чтению и пересказу.

Спросить - стыд минуты

Учителя в этой школе - исследователи (руководит коллективом директор Любовь Николаевна Бутолина). Кандидатской диссертации никто еще не защитил, но статьи в научных сборниках публикуют. Пять лет школа являлась республиканской экспериментальной площадкой. В апреле 2011 года итоги исследовательской работы школы будут представлены на российской выставке «Образование без границ - 2011» в Москве.

Школа включена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России за 2010 год». Учитель основ безопасности жизнедеятельности Вальтер Александрович Загребин признан в 2010 году абсолютным победителем первого муниципального конкурса «Учитель года».

Педагоги рады успехам учеников. «А я ведь умею на сцене играть!» - признается старшеклассник. Замечательно. А другой мальчик в выходной примчался на репетицию - потому что ребята его ждали.

Коррекционная школа старается не терять из виду своих выпускников. Вот учится в торговом техникуме юноша, который, когда пришел в речевую школу, даже к доске стеснялся выйти, всех сторонился. Постепенно дети и педагоги втянули его в объединение «ДОР» (деловые, организованные ребята), в театр мод «Настроение», и робкий ученик превратился в обаятельного, уверенного юношу. В торговом техникуме он тоже не потерялся. Что-то не понял? Так его еще в школе научили: не бойся переспрашивать. «Спросить - стыд минуты, не знать - стыд жизни».

Парикмахер, повар, швея, автослесарь, плотник, токарь, строитель... Даже свой участковый полицейский уже есть (окончил Школу милиции). А может, кто-то захочет стать фотографом, фотокорреспондентом? Сразу после весенних каникул к ученикам выпускного класса придет Константин Викторович Семенов, председатель Правления Союза фотографов Ижевска, фотокорреспондент «Удмуртской правды», ознакомит их с премудростями фотодела.

Новый предмет, новые слова... Сколько будет новых тем для общения!

Галина Анищенко

Источник: udmpravda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ