Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью

Архив:

Личности с... особенностями

По случаю Международного дня людей с синдромом Дауна, который проходил 21 марта, дошкольное учебное заведение Оболонского района города Киева презентовало модель инклюзивного дошкольного образования для детей с синдромом Дауна. Если сказать проще, то это включение особенных детей в среду здоровых сверстников.

Напомним, что синдром Дауна - это генетическое состояние, связанное с наличием в клетках человека лишней 47-й хромосомы (она обусловливает проявление ряда физиологичных особенностей, в результате которых ребенок будет медленнее развиваться и немного позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития).

По статистике управления образования Оболонского района города Киева, в Украине ежегодно рождается около 400 детей с синдромом Дауна, все они могут быть полноценными членами общества при условии качественной ранней педагогической и психологической помощи. В Великобритании почти каждый особенный ребенок идет в обычную общеобразовательную школу. «Продолжительность жизни людей с генетическими отклонениями на протяжении последних 20 лет существенно выросла и составляет свыше 60 лет», - подчеркнула на презентации профессор Сью Бакли, директор научно-исследовательских программ фонда Down Syndrome Education International.

Каждый год, в ходе эксперимента, который длится с 2007 года, в киевских детских садиках №662 и №291 работало и работает три инклюзивные группы. В каждой группе - 15 детей, трое из которых с синдромом Дауна, а остальные - без генетических отклонений. В каждой группе работает команда специалистов, которые оказывают раннюю педагогическую помощь: эта команда включает двух воспитателей, дефектолога, логопеда и психолога. Группы имеют три формы работы: групповую, в которой функционирует подавляющее большинство детских садиков, индивидуальную и работу в подгруппах.

Учебно-воспитательный процесс включает наряду с устоявшимися методами учебы также и современные психологические технологии, такие как песочная и игровая терапия, логоритмика. Песочная терапия - это уникальная возможность познавать собственный внутренний мир с помощью специального деревянного ящика четко определенного размера - песочницы и набора мелких игрушек. Практика использования песчаной терапии касается именно детей с речевыми, аффективными и поведенческими нарушениями как невербальный вид терапии, который имеет целью предоставить ребенку ощущения безопасности нахождения в среде. Целью игровой терапии является предоставление возможности ребенку в форме игры ослабить свои переживания, дать выход накопленным негативным эмоциям, сформировать оптимальные навыки общения и взаимодействия.

Благодаря сотрудничеству с львовским центром «Джерело», родители детей, принявших участие в эксперименте, также включились в образовательно-воспитательный процесс. По программе «Родители для родителей» они прошли первичную реабилитацию во Львове. Образовательные программы направлены на выход из социальной изоляции семей с особенными детьми, главной целью которых является признание и принятие детей с синдромом Дауна членами общества, путем пребывания их в дошкольных учебных заведениях вместе с другими детьми.

Здоровым детям совместное обучение с детьми с синдромом Дауна также полезно. Такие дети вырастают личностями, которые с детства принимают особенности других, становятся более толерантными и человечными к людям с недостатками, что составляет основу цивилизованного общества.

Со слов родителей, самое главное, что дает инклюзивная группа детям с особенностями - это путь найти себя в обычном обществе, этому не научит самый лучший учитель, а тем более специальное заведение, да и родители освобождаются от острого ощущения моральной усталости, получаемой в повседневном быту.

Комментарии

Юрий Петренко, руководитель ОО «В детских ладонях»:

- Инклюзия - это включение детей с особыми потребностями, в данном случае - с синдромом Дауна, в педагогический процесс в обычных дошкольных учебных заведениях. Также это и подготовка почвы и условий для того, чтобы ребенок, который приходит в этот мир с определенными особенностями, чувствовал себя уютно. Такая модель функционирует в цивилизованных странах. Хочется, чтобы она также функционировала и в нашей стране. Необходимо, чтобы государство предпринимало шаги навстречу. Любой ребенок являет собой личность, поэтому мы должны относиться к нему с уважением. С самим фактом рождения ребенок имеет право на жизнь, заботу и любовь.

Лариса Сидельник, представитель Всеукраинского благотворительного фонда «Крона»:

- Модель инклюзивного дошкольного образования для детей с синдромом Дауна - это пример плодотворного сотрудничества общественной инициативы, которое поддержали органы местной власти. Это уникальный пример, достойный подражания. Родители, воспитатели, общественные организации, представители бизнеса, международные и местные доноры совместными усилиями помогают детям с лишней хромосомой в обучении. Эта модель является важной поддержкой в период кризиса, и по нашему глубокому убеждению, доступ к образованию является одной из предпосылок устранения последующих проблем. В будущем она поможет человеку стать менее зависимым от разной социальной помощи. Прекрасное решение - сделать финансовые и интеллектуальные инвестиции в учебу, в то, чтобы человек с особыми потребностями имел возможность развиваться в интегрированных условиях, рядом со своими ровесниками. Я желаю этой модели инклюзии не только продолжаться, а иметь развитие. Самое главное, чтобы детки, которые учились в инклюзивных группах, имели возможность после выхода из детского садика пойти в школу. К сожалению, сегодня это представляет собой огромные проблемы. Я надеюсь, что государство нас поймет. Это не такие большие средства, ведь если чиновники находят, как выделить средства для своих потребностей, то, я думаю, что найдут и для того, чтобы выделить их на своих маленьких сограждан.

Надежда Тентричко, научный руководитель, Национальный медицинский университет имени Александра Богомольца, кафедра общей медицинской психологии и педагогики:

- Национальный медицинский университет позволил нам не только научно обосновать психологическое сопровождение, но и создать методику такого сопровождения в виде игр и разных дидактических заданий, методических разработок для воспитателей и психологов этих групп, чтобы им легче было работать. Я считаю, что главной задачей является просветительская деятельность. У нас учатся тысячи молодых людей, и когда мы рассказываем об этом своим студентам, они пишут курсовые работы, они приходят в детские садики волонтерами, помогают воспитателям проводить разные игры с такими детками. Я думаю, что это тоже огромный вклад для того, чтобы детки влились в социальное пространство. Толерантность со стороны взрослого очень важна, поскольку дети не находят отличий друг в друге, - это мы, взрослые, вносим в их души то, что кто-то отличается от тебя. Необходимо начинать с нас, взрослых, для того, чтобы что-то изменить.

Константин Гончаров

Источник: day.kiev.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ