Архив:

Анималотерапия: перспективы развития

Обри Х. Файн, психотерапевт и профессор Калифорнийского государственного политехнического университета в городе Помона, автор «Справочника по анималотерапии»Практически все знают о собаках-поводырях для незрячих людей, которые позволяют им преодолеть препятствия в городе, безопасно перейти улицу и т.п. Возможно, некоторые из нас слышали о собаках-поводырях для глухих и слабослышащих людей, которые могут предупредить своего хозяина о звонке в дверь, сработавшей пожарной сигнализации, сигнале автомобиля на перекрестке. В прессе были публикации даже о животных, которые чувствуют приближение эпилептического припадка у хозяина и предупреждают его, чтобы тот успел добраться до безопасного места или принять лекарства. Однако, по словам специалистов, область применения анималотерапии гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд, хотя и сопряжена с определенными трудностями.

Доктор Мартин Беккер, ветеринар и автор книги «Целительная сила домашних животных» (издательство Hyperion, 2002, написана в соавторстве с Данеллом Мортоном) рассказывает о золотистом ретривере по имени Дакота, который мог предупредить своего хозяина, Майка Лингенфелтера о предстоящем сердечном приступе, необходимости уйти из стрессовой ситуации и принять лекарства. «Эта собака ведет меня по жизни», - говорил Майк Лингенфелтер доктору Беккеру, - «все, что я делаю, я делаю, посоветовавшись со своей собакой».

Последние несколько десятков лет можно было услышать бесчисленное множество таких историй, когда животные смогли улучшить или даже сохранить жизнь детей и взрослых со всевозможными заболеваниями и инвалидностью. Дрессированные собаки используются, чтобы помочь детям с аутизмом и открыть им окно во внешний мир, обезопасить жизнь людей с болезнью Паркинсона. Собаки, кошки, кролики и птицы нередко используются в школах и других детских учреждениях, больницах, домах престарелых, где они помогают людям расслабиться, отвлечь от их болезней и дать почувствовать вкус жизни.

Однако использование животных для коррекции различных состояний и заболеваний в настоящее время перестает быть экзотикой и использоваться лишь в отдельных случаях. Все большее число психотерапевтов используют анималотерапию в своей практике регулярно для усиления эффекта от проводимой терапии, особенно в работе с детьми, имеющими эмоциональные, социальные и даже физические проблемы. Именно эти специалисты настаивают на создании единых принципов использования анималотерапии, чтобы эта методика строилась на использовании сугубо научных методов и могла помочь специалистам приобрести теоретические познания в этой сфере, прежде, чем они приступят к практическому ее применению.

Одним из пионеров в этой области психотерапии является Обри Х. Файн, психотерапевт и профессор Калифорнийского государственного политехнического университета в городе Помона, чьи обширные знания и опыт успешного использования анималотерапии в лечении детей описаны в «Справочнике по анималотерапии» (Elsevier/Academic Press, 2010).

В этой книге доктор Файн описывает один из самых первых случаев использования анималотерапии в своей практике, который вдохновил его на дальнейшее использование этой методики в лечении детей с особыми потребностями.

5-летняя девочка по имени Диана попала на прием к доктору Файну по причине страха перед незнакомыми людьми, страха панического, она в ужасе бросалась от каждого незнакомого человека. И хотя Диана говорила в домашней обстановке с родными, в любом другом месте, в т.ч. и в детском саду, разговаривать девочка отказывалась наотрез. Выход из этой ситуации помогла найти специально обученная собака по кличке Паппи. Диана очень любила играть с собакой и в один из таких моментов доктор Файн незаметно дал команду собаке уйти из комнаты. Девочка очень расстроилась, но врач на ухо шепнул ей: «Позови его, просто скажи: «Паппи, ко мне!» Диана сильно смутилась, но все же шепотом произнесла: «Паппи, иди ко мне, ну, пожалуйста, Паппи...». Этот случай стал переломным моментом в лечении девочки и решении проблемы ее социальной адаптации.

Обри Х. Файн также в качестве примера эффективного участия животных в процессе лечения и реабилитации детей с психологическими проблемами рассказал о двух других случаях, когда удалось выявить случаи насилия в семье, о которых дети боялись говорить, но которые стали первопричиной значительных проблем с психическим здоровьем. В обоих случаях это удалось выяснить с помощью использования анималотерапии, эта же методика помогла справиться детям с серьезными психологическими проблемами. «Дети более склонны довериться психотерапевту, если рядом с ними находятся животные. Именно животные помогают детям выявить различные проблемы и найти пути их решения», - сказал доктор Файн в своем интервью.

В самом начале своей работы в рамках программы социальной реабилитации гиперактивных детей доктор Файн обнаружил, что у таких детей процесс обучения становится более эффективным, если во время учебного процесса детям позволяют общаться с домашними животными - песчанками. «Я понял, что такой подход может оказать огромное влияние на процесс обучения, потому, что животное, которое находится рядом с ребенком, помогает ему выразить себя», - сказал он.

Хотя использование животных в процессе лечения и реабилитации детей и взрослых за последние четыре десятилетия значительно расширилось, многие эксперты признают, что эта методика страдает из-за отсутствия целенаправленных исследований в этой области, с помощью которых удалось бы создать общепринятые принципы их использования, что могло бы значительно повысить эффективность и безопасность анималотерапии в различных ситуациях. Например, очень показательны случаи с дельфинотерапией. «Не смотря на то, что использование дельфинов для лечения детей с аутизмом получило значительную огласку в средствах массовой информации, результаты, по крайней мере, двух исследований свидетельствуют о том, что никакой пользы дельфинотерапия не принесла, при этом существует очень высокий риск причинения вреда и детям, и животным», - говорит Джеймс А. Гриффин из Национального института детского здоровья и человеческого развития.

Международная ассоциация организаций по взаимодействию человека и животного настаивает на том, что необходим здравый смысл в использовании различных животных для анималотерапии и использовать для этих целей можно только животных, поддающихся обучению. Так, организация «Delta Society», которая занимается обеспечением программ обучения для животных, заявила о том, что для этих целей не будут использоваться дикие и экзотические животные, такие, например, как змеи, ящерицы, хорьки, помеси волков и собак и т.п. Однако, при этом специалисты «Delta Society» говорят о том, что будут постоянно расширять перечень видов, включенных в программу «Pet Partners» при наличии надлежащих исследований, на основании которых будут выданы документы о безопасности их использования.

Чтобы сформировать научную основу для анималотерапии, Национальный институт детского здоровья и человеческого развития, где Джеймс А. Гриффин занимает должность заместителя директора, в сотрудничестве с производителем кормов для животных компанией «Mars» инициировали проведение ряда исследований, в ходе которых планируется изучить основные аспекты использования анималотерапии в лечении различных заболеваний. В настоящее время проводится подготовка к таким исследованиям:

  • Изучение эффективности верховой езды для детей и подростков с аутизмом. Если удастся установить безопасность и эффективность иппотерапии в лечении аутизма, эта методика будет иметь существенные преимущества перед существующими ныне методами лечения, т.к. она менее инвазивна, чем использование различных лекарственных препаратов для купирования раздражительности и гиперактивности.
  • Большое эпидемиологическое исследование, в ходе которого планируется выяснить, какое влияние на здоровье детей оказывают кошки и собаки, живущие в семьях детей, как здоровых, так и страдающих различными заболеваниями.
  • Исследование для определения эффективности анималотерапии в лечении детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Планируется изучить роль анималотерапии в развитии самооценки, саморегуляции и социального поведения.
  • Исследование с использованием генетического анализа животных для определения наиболее эффективных пород кошек и собак, которые могут использоваться для работы с детьми с аутизмом.

В своем интервью доктор Гриффин признал, что при разработке научно обоснованных рекомендаций по анималотерапии могут возникнуть определенные трудности: «Это исследование не может быть ни простым, ни двойным слепым*, т.к. и Вы, и пациент знаете, что в терапии участвует кошка или собака, однако существуют и другие методы, позволяющие дать объективную оценку исследуемому методу терапии». В качестве примера доктор Гриффин рассказал об исследовании, в котором использовалась собака для лечения мальчика с аутизмом. У ребенка измерялся уровень гормона, выделяющегося в стрессовых ситуациях - кортизола. Уровень этого гормона значительно изменялся, когда ребенок играл с собакой, когда собаку забирали, а затем вновь возвращали. По словам доктора Гриффина, следующим шагом будет изучение биохимических изменений при различных поведенческих эффектах, т.е. насколько они будут изменяться на фоне использования анималотерапии.

Обри Х. Файн подчеркнул также, что следует тщательно отработать методику отбора животных «Вы не можете просто привести с улицы какое-нибудь животное и использовать его для анималотерапии. Животное должно быть хорошо подготовленным, надежным, послушным и обладать спокойным темпераментом. Оно не может быть слишком беспокойным и подвижным. И психотерапевт должен знать, в каких случаях можно дополнять психотерапию анималотерапией, а в каких нельзя. И, конечно же, анималотерапия должна быть безопасной для всех - и для пациента, и для самого животного».

* Исследование, в котором пациент не знает, а исследователь знает, какое лечение получает пациент, называется простым слепым. Если о назначенном лечении не знают ни пациент, ни исследователь, такое исследование называется двойным слепым. Слепые исследования позволяют свести к минимуму возможность преднамеренных искажений, а непреднамеренные - распределить между группами в равной пропорции.

Использованы материалы The New York Times, National Institute of Child Health and Human Development и Википедии - свободной энциклопедии

Источник: /

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ