Архив:

Возгорится ли "Искра"?

Недавно появившийся в Воронеже психолого-педагогический центр для инвалидов может закрыться из-за финансовых трудностей. Единственный в Воронежской области центр для детей, подростков и молодых людей с проблемами психического развития «Искра надежды» образован в январе 2011 года на базе одноимённой региональной общественной организации детей-инвалидов и их родителей. Его появление - событие, конечно, радостное. Но вот сколько продержится «Искра» - вопрос.

- В мае прошлого года областной Департамент образования, науки и молодёжной политики выделил нам помещение, находящееся в муниципальной собственности. Но оплачивать коммунальные услуги, расходы на ремонт, Интернет, работу педагогов мы вынуждены самостоятельно. Иногда приходит помощь: благотворители дарят мебель, канцтовары. Но пока это - капля в море, - сказала председатель общественной организации «Искра надежды» Татьяна Поветкина.

Центр занимает несколько комнат, бывших когда-то обычной городской квартирой. Вход в подъезд - со двора. О том, что здесь находится психолого-педагогический центр, говорит лишь незаметная табличка на стене здания.

Поднимаюсь по тёмной лестнице, открываю неприметную дверь - и попадаю в «Искру». Сегодня здесь только двое ребят - Валера и Света, хотя обычно приходят человек по десять, - многих свалил грипп. У Валеры редкое психическое заболевание - синдром Вильямса. Несмотря на это, он удивительно общительный, жизнерадостный и обаятельный молодой человек. Постоянно шутит, напевает какие-то песенки, повторяет строчки из любимых стихотворений.

У Светы - синдром Дауна. Несколько лет назад она потеряла папу, и вся забота о девушке легла на плечи её мамы, Елены.

- Для меня ребёнок-инвалид не обуза, а самая большая радость в жизни, - говорит женщина.

Света накрыла стол: порезала пирог, заварила чай.

Беседуя с ребятами, я поняла, что, несмотря на свои недуги, они абсолютно счастливы. А ещё никогда не держат на сердце зла.

С детьми работают педиатры, психологи, дефектологи, логопеды и юристы. Последние учат их ориентироваться в общественной жизни, осваивать азы правовой грамотности.

Даже с такими, казалось бы, мелочами, как составление заявления, ребятам справиться сложно. Сотрудники центра водят ребят на экскурсии, в театр, кино и цирк. Для многих детей-инвалидов это единственная возможность общаться с внешним миром, ведь почти все они учатся либо на дому, либо в интернатах.

Говоря об «Искре», Татьяна Поветкина перешла к наболевшему - проблемам детей-инвалидов.

Одна из них - низкий, если не сказать - нулевой, уровень инклюзивного (интегрированного) образования в Воронеже. Оно предполагает совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. За границей, да и в Москве, проблем с этим несравнимо меньше. Международная Конвенция о правах инвалидов даёт детям с ограниченными возможностями право на достойные условия обучения в массовой школе. Школы должны быть оборудованы пандусами, иметь учебники с брайлеровским шрифтом для слабовидящих детей.

- На Западе инклюзия обыденная практика, которая реализуется на протяжении уже нескольких десятилетий. Мы же только начинаем движение по этому пути, - сказала Татьяна Евгеньевна.

Отдельная категория - дети-аутисты. В интеллектуальном развитии они зачастую опережают обычных ребят, но поддерживать связь с внешним миром для них - огромная проблема. Аутистов даже заставить говорить очень трудно. На Западе существуют специальные медицинские центры для детей с этим диагнозом. В России единственное подобное лечебное учреждение - Московский Центр психического здоровья. Но платного отделения в нём нет, а квоты для помещения в бесплатный стационар воронежским ребятам не дают.

В Воронеже отсутствует система ранней диагностики заболевания, нет отделения для аутистов при областном психоневрологическом диспансере.

Остро стоят кадровые проблемы - наши вузы не готовят специалистов в этой области.

Существует только один на всю Воронежскую область детский садик для детей с диагнозом «аутизм» в поселке Шилово, но число мест там очень ограничено. Учить таких ребят в школах нет возможности, надомное обучение, мягко говоря, недёшево, да и социализации не даёт никакой. В интернатах для детей с психоэмоциональными нарушениями аутисты попросту деградируют.

Потом мы вновь вернулись к проблемам центра. Сейчас весь коллектив «Искры» озадачен ещё одним вопросом: как заработать деньги на содержание центра.

- Мы уже купили несколько швейных машин. Ребята смогут шить какие-нибудь простые вещицы и продавать их, - рассказывает психолог организации «Искра надежды» Инна Абаджян. - Будем очень рады, если какая-нибудь компания согласится с нами сотрудничать. Детей можно научить вязать, клеить коробки для товаров, вставлять в пазы компактные диски. Они могут многое. Для ребят-инвалидов - это не только заработок, но и возможность почувствовать себя нужными, поверить в собственные силы.

Наталья Некрылова

Источник: communa.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ