Архив:

В стране говорящих руками

Проблем у глухих и слабослышащих людей хоть отбавляй

Говорящие руками живут в своем мире. Попадая в него, становишься иностранцем, не выезжая за рубеж. Понять, каково быть вечным чужестранцем, можно только став глухим, уверены инвалиды по слуху. Прежде всего, велика ли эта страна? Увы, узнать точно, сколько глухих и слабослышащих людей в России, республике, столице, не удалось. В разных источниках данные сильно отличаются.

Казанский сурдопереводчик с большим стажем Танзиля Заболотная объясняет:

- В советское время в справках конкретно указывали вид нарушения здоровья. Например, глухой или слабослышащий. Учет вести было просто. Сейчас медикосоциальная экспертиза этого не пишет. Неужели трудно добавить строчку?

Председатель Общества глухих РТ Рустем Валиев удивляется:

- Откуда вообще данные берутся, если единая форма учета инвалидов отсутствует и ни один государственный орган этим не занимается?

Статистика нужна не для праздного любопытства. Она, например, необходима для эффективной реализации такой программы, как «Доступная среда». И как вообще, не владея достоверными данными, определить масштаб существующих проблем?

- По нашим подсчетам, - рассказывает Рустем Валиев, - в стране не менее трехсот тысяч людей с серьезными нарушениями слуха и тотально глухих. В республике их около шести тысяч. Официальная цифра почти в два раза меньше, хотя ведь только в Казани их не менее двух тысяч - наше общество ведет свой учет. Откуда такая разница? Например, если глухие дети не учатся в школе, они остаются «несосчитанными»...

Две головы хорошо, но одна бы лучше

Сегодня в Татарстане действуют две общественные организации инвалидов по слуху: местное отделение Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Общество глухих Республики Татарстан (ОГРТ). ВОГ - правопреемник Всесоюзного общества и создано по инициативе государства. ОГРТ образовано самими инвалидами по слуху весной прошлого года. Причины создания называются следующие: за последние несколько лет ВОГ потеряло наиболее ценное имущество, в том числе здание ДК им. Ласточкиной в Казани, где проводились культурные мероприятия для глухих, а также швейную фабрику, на которой в советское время работали 200 инвалидов.

Но главной побудительной силой создания ОГРТ, считают его организаторы, стало отсутствие со стороны ВОГ какой­либо реальной помощи глухим.

По инициативе ОГРТ уже решена одна из самых насущных проблем: вызов скорой помощи и других экстренных служб путем отправки СМС-сообщений. Нынче организация выступила с инициативой строительства базы отдыха, а также небольшого фермерского хозяйства в целях создания новых рабочих мест.

Работа не волк, но бегает и кусается

Ключевая проблема для глухих - трудоустройство. Общеизвестно, у этой категории инвалидов очень высокая производительность труда при выполнении физически тяжелых работ. Недостаток слуха природа компенсирует выносливостью и силой. Но вот незадача: такому трудовому коллективу нужен сурдопереводчик.

А в Казани переводчики есть только на вертолетном, моторостроительном и авиационнном заводах, поэтому глухие там могут работать. Конечно, самый оптимальный вариант - создание специализированных предприятий, как в Альметьевске, где работают неслышащие швеи. Но это единственное в своем роде производство в республике. Найти работу глухой женщине практически невозможно, а значит, бремя содержания семьи ложится на мужчину. Заметим, глухие соединяют судьбы и образуют семьи.

Инвалиды по слуху в основном работают на строительных объектах. Правда, нередко заказчики злоупотребляют их высокой выработкой и безмолвным положением.

- В конце года столичное предприятие недоплатило за выполненные инвалидами земляные работы около 200 тысяч рублей, - сетует Рустем Валиев. - Главный инженер сделал свои расчеты, сказав, что у глухих зарплата получается выше, чем у своих работников, и поэтому срезал часть причитающейся суммы. Тот факт, что они за смену выполняли больший объем работ, заказчик полностью проигнорировал.

А еще одна фирма заплатила третью часть от обещанного только после нашего письма Президенту. Но за восемь тысяч часов, отработанных глухими, так и не заплатили! Сослались на то, что выполненные работы не были предусмотрены сметами.

Особенности обучения

В республике глухие дети могут заниматься в школах интернатского типа в Нижнекамске, Набережных Челнах, Елабуге, Казани и Бугульме. У детей из районов тоже есть возможности для развития.

- В прежние времена мы ездили по районам, «собирали» глухих, - рассказывает Танзиля Заболотная. - Сейчас этим не занимаются, хотя из федерального бюджета деньги на это наверняка выделяются. В Арске, например, инвалиды живут семьями, но на учете в ВОГ не состоят, никто к ним не выезжает. Это полбеды, хуже, когда родители сами не отпускают своих глухих детей учиться. В Лаишевском, Пестречинском районах есть села, где происходит подобное. В итоге дети не говорят и жестов не знают. Понять их могут только их родители.

- Был случай, - вспоминает Танзиля Заболотная, - когда в селе родители не отпустили глухого сына в город учиться. А когда отец с матерью умерли, никто не знал, что с ним делать, и отправили... в психбольницу.

Пироги сапожника и сапоги пирожника

Государство сегодня финансирует услуги сурдопереводчиков. На конкурсной основе. Рустем Валиев говорит:

- Проведение таких конкурсов является полным абсурдом. Социальная сфера, связанная с инвалидами, в принципе не может и не должна иметь коммерческую составляющую. В процесс начинают влезать соображающие, что здесь можно заработать деньги, отодвигая тем самым профессионалов. А страдает в результате кто? Инвалиды! Организация, которая выигрывает тендер, предоставляет глухим того сурдопереводчика, которого сочтет нужным...

- Сегодня нет единой государственной системы аккредитации сурдопереводчиков, - утверждает Танзиля Заболотная. - Любая фирма может создать аттестационную комиссию, которая вправе выдать соответствующее удостоверение, после чего переводчик может считаться профессионалом. А все это происходит потому, что законодательно вопрос никак не регулируется.

На каждого глухого полагается 40 бесплатных часов сурдоперевода в течение года. В них входит время, потраченное в - В больницу мне без переводчика бесполезно идти, - рассказывает Ольга Осетрина. - Даже если напишу что­то на бумаге, лечащий врач может не понять. Хорошо хоть, что вернули нам право проходить к врачу вне очереди с переводчиком.

Танзиля Заболотная не может понять, почему деньги за 40 бесплатных часов нельзя отдать инвалиду, чтобы он сам мог выбрать переводчика, а не идти с тем, кого определят.

А еще в семье глухих порой рождаются слышащие дети, они впоследствии фактически исполняют роль сурдопереводчиков. Почему деньги обязательно должны уходить чужому для семьи человеку, который в отличие от детей глухого может и не понять, что именно неслышащему нужно?

Крохи со стола информационного пира

Инвалиды по слуху рассказали, что им не хватает... информации. Когда-то вечерний выпуск новостей на телеканале «Татарстан» выходил с сурдопереводом. Но потом сурдопереводчиц сократили. Интересно, а куда делось специально купленное для этого дорогостоящее оборудование?

Сегодня передачи со скрытыми субтитрами можно смотреть на каналах «Россия», Первом и на некоторых кабельных каналах. А республиканских и городских новостей по телевизору не увидеть, - рассказывает Денис Осетрин. - Есть и другая проблема. По индивидуальной программе реабилитации нам дают телевизоры с маленькой диагональю, на которых бегущую строку не прочесть. Но глухие не жалуются, так как в суд подавать они не умеют, впрочем, как и свои права защищать.

Дефицит общения не способен восполнить и телефон.

- Телефоны выдаются дешевые, устаревших моделей, по которым сообщение отправить тяжело, - говорит языком жестов Раиф Шарипов. - А в Москве глухой сам покупает себе телефон, да еще и с выходом в Интернет, а деньги ему потом перечисляют.

Тем, кто может себе позволить компьютер (не на пенсию по инвалидности, конечно), на помощь приходит глобальная сеть, которая дает возможность не только узнавать новости, но и общаться. Можно даже в гости пригласить друга из-за границы. Вот только нашим глухим поехать за границу с ответным визитом вряд ли удастся - не по средствам.

Для общения глухонемые используют дактильную (пальцевую) азбуку, чтение с губ и жестомимический язык. Первые сведения о дактильной азбуке относятся к XVI веку. Разработали ее испанские философы и монахи.

В Россию дактильная азбука проникла в XIX веке и была приспособлена для русских букв. Каждой букве алфавита соответствует определенный знак или символ, изображенный пальцами одной руки. Некоторые знаки соответствуют их очертаниям, например, «о», «с», «г», «л» или описывают контур буквы в воздухе - «б», «д», «з».

Важнейший способ общения глухих - жестомимическая речь. Наряду с дактильной азбукой глухие используют в общении жесты и читают речь с губ и лица говорящего.

Мимика лица в жестовом общении играет большую роль, чем в обычном словесном. Она несет ту информацию, которая передается интонацией в разговоре. Скорость пальцевой речи примерно в три, а скорость чтения с губ в два раза меньше скорости устной речи, и лишь жестомимический перевод приближается к обычной разговорной речи.

Альсина Хуснуллина

Источник: rt-online.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ