Архив:

Социум ограниченных возможностей

Азербайджанский Альянс НПО по правам детей представил вниманию общественности альтернативный отчет по ситуации с правами детей с ограниченными физическими возможностями в Азербайджане. Проблема детской инвалидности актуальна для всего мира, и наша страна, к сожалению, не является исключением. По оценкам экспертов ВОЗ, около 10% населения Земли имеют инвалидность физического или психического характера. Каждый десятый из этого числа (то есть более 120 млн. человек в мире) - это ребенок или подросток. При этом детская инвалидность - это не только медицинская, но и серьезная социальная проблема.

Она затрагивает жизнь как самого ребенка, так и членов его семьи. Эффективность реабилитации таких детей во многом зависит от того, насколько родители и семья в целом могут помочь ребенку. Ведь, как отмечено в Конвенции о правах ребенка, дети с ограниченными возможностями должны вести полноценную жизнь в условиях, которые способствуют его уверенности в себе и облегчают его участие в жизни общества.

Азербайджанский Альянс НПО по правам детей представил вниманию общественности альтернативный отчет "Ситуация с правами детей с инвалидностью в Азербайджане 2006-2010гг.", а также "Защита прав детей на получение услуг здравоохранения 2006-2010гг.". Отметим, что оба отчета были посланы в Комитет по правам детей ООН.

В интервью газете "Зеркало" национальный координатор альянса Набиль Сеидов рассказал об этих отчетах, исследованиях и опросах, которые проводились пятьюдесятью организациями перед их подготовкой.

- Как оценивает Альянс НПО систему здравоохранения нашей страны и положение детей с ограниченными возможностями?

- Если сравнивать ситуацию, которая имела место 20 лет назад, и сегодняшнюго, то определенные положительные сдвиги, безусловно, есть. Скажем, во времена Советского Союза основной акцент делался именно на лечение больных детей, на распределение их по специализированным учебно-лечебным учреждениям, то есть фактически на изоляцию этих детей от здоровых сверстников, от общества в целом. В итоге в отношении этих детей в обществе выработались стереотипы, стигма.

В 1992 году был принят закон "Об инвалидах, их реабилитации и социальной защите", в этом же законе нашел отражение момент об интеграции детей-инвалидов в общество, равноправии, об их праве на получение образования в общих учебных заведениях страны и в школе на дому.

Кстати, надо отметить, что в период с 2006 по 2010 год для того, чтобы выполнить все статьи Конвенции ООН по правам детей, в нашей стране были приняты поправки к законам, а также новые законы относительно прав детей. Также были подготовлены различные программы и Национальный план действий.

- Тогда по какой причине поправки к законам и принятые законодательные акты не стали причиной какого-то значительного положительного сдвига в данной сфере?

- Все просто, дело в том, что после обретения нашей страной независимости Азербайджан остался один на один с множеством проблем - перестройка, война, экономические, социальные проблемы, трудности переходного периода и т.д., можно сказать, что до сих пор мы не решили всех проблем и полностью пережили тот период, ведь по сей день азербайджанские земли находятся под оккупацией, у нас много беженцев, вынужденных переселенцев.

После распада СССР Азербайджан отказался от прежней системы и начал строить новую, но затянувшаяся война стала причиной торможения в ее построении. В итоге данное торможение затронуло все сферы нашей жизни, в том числе и социальную защиту детей-инвалидов. Интеграция таких детей в общество, получение ими образования, их социальная защита - эти все моменты по сей день остаются не до конца доработанными. Именно поэтому люди с ограниченными физическими возможностями в нашей стране сталкиваются с массой проблем.

По сути получается, что эти люди и их родственники остаются один на один со своей проблемой, а государство находится как бы в стороне.

Какой бы несовершенной ни была система во времена СССР, тем не менее, она брала на себя решение многих проблем детей-инвалидов: социальное обеспечение, образование, профессиональная квалификация и последующее трудоустройство, сейчас же всего этого фактически и нет, и весь груз проблем тяжелым бременем ложится на плечи близких и родственников больных детей.

Несмотря на то, что принимаются различные законы, государственные программы, планы действий, направленные на данную группу людей, большая часть прописанного в этих документах так и не находит своего воплощения в реальности.

Пожалуй, одной из самых больших проблем является минимальная материальная помощь, прописанная в этих законах и предназначенная для детей-инвалидов.

На сегодняшний день существует острая необходимость пересмотра многих законодательных актов, касающихся детей-инвалидов. Дело в том, что даже если мы будем принимать программы и законы, отвечающие всем западным стандартам, их выполнение до конца и претворение в жизнь так и останется только на словах. Связано это с тем, что все механизмы исполнения так и остались с советского времени и идут в разрез с современной реальностью.

- Сколько на сегодняшний день в Азербайджане проживает людей с ограниченными физическими возможностями?

- На сегодняшний день в нашей стране проживают 440 тысяч людей с инвалидностью, и 55 тысяч из них - это дети. По большей части дети-инвалиды проживают в семьях с крайне низким достатком или в семьях, живущих за чертой бедности.

Рост числа детей с ограниченными физическими и психическими возможностями в нашей стране связан с крайне неблагоприятной экологической обстановкой, с вредными условиями на рабочих местах, с низким уровнем организации перинатальнйо и неонатальной помощи в регионах, с непросвещенностью граждан о репродуктивном здоровье.

Низкий уровень организации просвещения населения в вопросах защиты своего здоровья, а также отсутствие просвещенности в вопросах репродуктивного здоровья также играют свою не последнюю роль.

Еще один неблагоприятный фактор - это существование в стране ранних браков, а соответственно, беременностей по сути девочек-подростков, браков между родственниками, все это также провоцирует рост числа детей с инвалидностью. За последние несколько лет увеличилось число 15-17-летних девочек, которые вышли замуж и родили детей. Так, в 2007 году от этой возрастной группы были рождены 3345 детей. Они либо сразу рождаются с какими-то отклонениями, либо рискуют их заработать в дальнейшей перспективе.

- Согласно вашему отчету, большая часть детей-инвалидов в нашей стране проживает в семьях, меньший процент - в детских домах и интернатах. Каковы условия их жизни дома?

- Действительно, большая часть детей-инвалидов в Азербайджане проживает в семьях, и это очень положительный момент, но не все так просто в данной ситуации. Понятное дело, что ребенок, какими бы заболеваниями он ни страдал, все равно любим своими родителями. Когда я ездил по регионам страны, становился свидетелем того, что родители очень любят своих детей и не хотят расставаться с ними, даже если это пойдет ребенку на пользу. Дело в том, что дома ребенок не получит образования, профессии и так и останется в четырех стенах, но, с другой стороны, мало кто согласится отдать своего ребенка в интернат или детский дом, а это единственная альтернатива в нашей стране. В итоге такого положения дел ребенок остается дома, перестает развиваться, получать обазование, он не интегрируется в общество. Эти дети не знают, что творится по ту сторону входной двери, они находятся в замкнутом пространстве, и это длится годами.

Несмотря на то, что в нашей стране имеются программы, направленные на интеграцию таких детей в общество, к сожалению, они не выполняются в реальности и так и остаются на бумаге. А родители, которые получают мизерную помощь со стороны государства, не в состоянии на эти деньги сделать что-то значимое для своего ребенка. В итоге получается замкнутый круг, в центре которого находится ребенок.

- В чем заключается экономическая составляющая инвалидности?

- Дети с инвалидностью нуждаются в круглосуточном уходе и заботе. В нашем обществе отсутствуют центры реабилитации и центры дневного ухода за такими детьми, и именно по этой причине родители вынуждены посвящать детям всю свою жизнь, уходить с работы. Все это приводит к тому, что семья переступает через черту, за которой начинается бедность, усугубляет и без того напряженную психологическую ситуацию в семье, одним словом, создается безысходная ситуация. Зачастую именно по этой причине родители принимают тяжелое решение и отдают своего ребенка-инвалида в детский дом или интернат для детей с ограниченными возможностями.

Надо сказать, что в нашей стране есть ряд неправительственных организаций, которые организовали реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, и это стало настоящей отдушиной как для детей, так и для их родителей. Среди этих центров следует выделить "Musfiq", "Goy Qursagi", "Oriqami"и другие. Они создают возможности для таких детей интегрировать в общество.

Несмотря на то, что средства государственного бюджета нашей страны с каждым годом увеличиваются, растут и суммы Нефтяного фонда, однако ситуация с материальным обеспечением детей-инвалидов остается фактически неизменной, и если сравнить то, что мы имели в конце 90-х годов прошлого века, с тем, что имеем сегодня, то можно сделать вывод, что мало что изменилось в данной сфере.

В стране была запущена пилотная программа инклюзивного образования, но на протяжении последних пяти лет в процесс образования в общеобразовательных средних школах и в детских садах привлечен крайне низкий процент детей с инвалидностью.

Особо хочется подчеркнуть тот факт, что пилотный проект Министерства образования по инклюзивному образованию оказался весьма успешным, но крайне недолгосрочным, а потому он и не получил широкого распространения. В 2006-2009 годах инклюзивное образование в рамках пилотного проекта было запущено в нескольких районах, и несколько детей с ограниченными возможностями пошли в среднюю общеобразовательную школу вместе со здоровыми сверстниками, но образование они получили только до 4-го класса, затем проект прекратил свое существование. Проект претворялся в жизнь Министерством образования и рядом международных организаций, но по его завершении эти дети, окончившие 4 класса, вновь остались за бортом.

Несмотря на активную работу отечественных НПО в направлении развития инклюзивного образования, в стране до сих пор существенных подвижек в данном вопросе так и не произошло.

- В нашей столице так и не создана инфраструктура для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями. Что вы делаете для решения данной проблемы?

- К сожалению, несмотря на все наши усилия и призывы, проблема по сей день остается весьма актуальной. У людей с инвалидностью нет возможности самостоятельно передвигаться по городу в инвалидной коляске, мало где есть пандусы, общественный транспорт также не приспособлен для колясочников. Исполнительная власть города запустила несколько автобусов, в которых есть возможность принимать в салон людей на колясках, хоть это и капля в море, все равно большое спасибо и за это. Пандусы есть только в детском реабилитационном центре, в Министерстве труда, а также в нескольких дpугих госучpеждениях и крупных торговых центрах столицы.

Проведенный нами мониторинг показал, что при строительстве новых зданий потребности людей в колясках не учитываются, то же самое происходит и при строительстве переходов, в которых нет специальных лифтов-подъемников для инвалидов. Несмотря на то, что у нас 103 детские библиотеки, практически ни в одной из них нет специальных возможностей для детей-инвалидов. Таких проблем очень много, и они не будут решены до тех пор, пока каждый из нас не начнет воспринимать проблемы людей с ограниченными возможностями как свои собственные.

С.Алиева

Источник: zerkalo.az

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ