Архив:

Казань недоступная. Езда с препятствиями

Новая интерактивная карта Казани появилась в Интернете. Она должна помочь тем, кто передвигается по городу на инвалидных колясках. Глядя на карту, человек с ограниченными физическими возможностями получает представление о том, куда он может проехать на своей коляске, а где путь закрыт. Увы, недоступных для инвалидов объектов на карте гораздо больше.

Красных больше

Если вы зайдете на «Гугл-карты» и в разделе «Карты пользователей» наберете в поисковой строке «Казань недоступная», вашему взору откроется карта столицы Татарстана, на которую нанесены флажки разных цветов. Красными значками отмечены дорожные перекрестки и здания, не оборудованные пандусами. Желтыми - места, где пандусы есть, но слишком крутые и пользоваться ими очень неудобно. Зелеными - объекты, которые доступны для инвалидов-колясочников. Если нажать на флажок, на экране откроется небольшая фотография «с места события» с описанием, какой высоты там бордюр, есть ли выбоины в асфальте - в общем, информация, необходимая для человека с ограниченными возможностями.

- Пока мы охватили только центральную часть Казани, и результат неутешительный, - говорит доцент кафедры социологии КФУ Искэндэр Ясавеев, с чьей подачи в Интернете появился уникальный проект. - Практически вся карта получилась красной. Фотографии с перекрестков и информацию нам помогают собирать волонтеры. Однако здоровый человек не всегда может подметить детали, которые заметны людям на колясках. Поэтому для модерации, то есть проверки, точек мы часто привлекаем людей с ограниченными возможностями. Сейчас думаем, как получить финансирование под данный проект, чтобы инвалиды могли получать за свою работу какие-то деньги.

Стоит заметить, что проект студентов КФУ «Город без преград», в рамках которого составляется карта, в ноябре прошлого года победил на республиканском молодежном форуме, который проводился под патронажем Президента РТ. Профильным министерствам было дано поручение в содействии реализации проектов, которые получили признание у жюри. И сейчас в Минтрудсоцзащиты РТ решают, какое именно содействие оказать инициативной молодежи.

Глаз народа

А начиналось все с того, что преподаватель Искэндэр Ясавеев обсуждал на своей лекции со студентами-социологами, какие проблемы есть в столице Татарстана и как их можно было бы решить.

- Одна студентка пожаловалась, что у нее двое маленьких детей и передвигаться с ними по улицам она не может, потому как совершенно нет условий для колясок - как детских, так и инвалидных. Для того чтобы привлечь внимание к данной проблеме, мы решили провести своеобразное шествие. У станции метро «Суконная слобода» собрались молодые мамаши с колясками, несколько инвалидов и велосипедисты (дело происходило летом). Тут же выяснилось, что метро воспользоваться эти люди не могут. На станции есть один пандус, но им оборудован неработающий выход. Затем двинулись в сторону Павлюхина. Чтобы пересечь перекрестки, приходилось преодолевать высокие бордюры. Пока спускаешь коляску, загорается красный свет, водители начинают сигналить. После этого мы написали письмо мэру Казани с призывом обратить внимание на проблему. И получили ответ за подписью Метшина. Ильсур Раисович в нем утверждал, что ситуация в Казани неплохая. Есть красные автобусы, которые отвечают требованиям перевозки людей с ограниченными возможностями, а все новые социальные объекты оборудуются пандусами в соответствии со СНиПами.

Однако между оптимистичными словами градоначальника и тем, что происходит на самом деле, по мнению Ясавеева, существует большая разница:

- Поэтому нам и пришла идея сделать интерактивную карту, которая может наглядно отразить реальную ситуацию. Если она меняется в лучшую сторону, то флажок может поменять цвет с красного на желтый или зеленый.

Пожалуй, таким нехитрым способом можно было бы мониторить любую городскую проблему - хоть сосульки на крыше зданий. Главное, чтобы власти реагировали на этот «глаз народа».

Урну не объедешь

Олеся Тимофеева является одним из модераторов проекта «Город без преград». Она не понаслышке знает, как непросто передвигаться по Казани человеку на коляске.

- Даже в автобусах, которые оборудованы откидными пандусами, не все водители или кондукторы знают о такой функции в своей машине. И когда просишь их опустить подножку, ворчат либо отказывают, ссылаясь на то, что нет необходимого ключа. У входа во многие магазины и другие здания сегодня действительно имеются пандусы. Однако у них либо наклон слишком большой, либо рельсы под диаметр колеса не подходят, либо в конце пути стоит урна, которую не объедешь. Если сравнивать Казань с Питером или Москвой, то там я чувствовала себя человеком. На своей коляске с электроприводом могла передвигаться без проблем. Третья столица России пока приспособлена для этих целей процентов на 10 - 15. Доходит до смешного. Если приезжаешь в Казань на поезде не на первый или второй путь, то самостоятельно добраться до здания вокзала ты уже не можешь. Ведь нужно подниматься на мост, где пандуса никогда не было.

Активисты движения «Город без барьеров» надеются, что ситуация в скором времени все-таки изменится к лучшему. Татарстан наряду с двумя другими регионами вошел в федеральную программу «Доступная среда». Опять же Универсиада приближается.

Однако Олеся боится, что здания-то «под инвалидов» оборудуют, а проблема, как до них добраться, останется.

В том же письме мэр Казани обещал, что к концу 2010 года все станции метро будут доступны «колясочникам». Однако воз и ныне там. В этом году Ясавеев с единомышленниками отправили Ильсуру Метшину еще одно письмо и получили ответ за подписью председателя городского комитета по транспорту Айдара Абдулхакова. Тот признает, что определенные проблемы с пандусами в Казани есть, однако из-за отсутствия финансирования решить их пока не удается. При этом сроков, когда инвалид-колясочник сможет нормально пользоваться метро, Абдулхаков уже не назвал.

Олег Платонов

Источник: tatar-inform.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ