Архив:

Ограниченные возможности

Самыми актуальными вопросами, которые волнуют молодых людей в последнее десятилетие, стали вопросы получения высшего образования и дальнейшего трудоустройства. Финансовый кризис 2010 года сказался на занятости населения Нижнего Новгорода и области. Бытует мнение, что подняться по карьерной лестнице молодым специалистам очень тяжело, но что делать тем, кто не может и по обычной лестнице подняться без посторонней помощи?

В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида - "человек с ограниченными возможностями здоровья". Согласно приказам о поступлении в вузы, например, к лицам с ограниченными возможностями здоровья относятся люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, лица, обучавшиеся в XI (XII) классе по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, находившиеся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев).

В Российской Федерации установление статуса "инвалид" осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности, в том числе в сфере образования.

Государство достаточно активно занимается вопросами социальной адаптации инвалидов, и это проявляется не только в появлении пандусов в подъездах и магазинах, увеличении числа улиц, адаптированных для движения на коляске, и светофоров со звуковыми сигналами. Инклюзия людей с ограниченными возможностями начинается теперь со школьной скамьи.

Инклюзия - это принадлежность к сообществу. Быть инклюзивным означает искать пути для всех детей быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

Очень многие родители принимают решение отдать ребенка с инвалидностью в обычную школу, такие дети становятся прекрасно адаптированными в коллективах, но после окончания школы сталкиваются с необходимостью продолжения обучения (в отличие от детей, получавших образование в специализированных школах и техникумах).

В Нижнем Новгороде многие вузы принимают в ряды своих студентов людей с ограниченными возможностями. Вне конкурса при условии успешного прохождения общих вступительных испытаний принимаются: дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключениям федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в конкретном вузе.

Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становится желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать, становятся хорошими и даже незаменимыми специалистами в своей области.

Для тех, кто не смог воспользоваться правом на высшее образование, предприятия, принадлежащие организациям инвалидов, предоставляют не требующую квалификации и невысоко оплачиваемую работу. На федеральном и местном уровнях приняты законы о квотировании рабочих мест для инвалидов, но в реальности для работодателя проще и дешевле заплатить штраф, чем нанять инвалида, приспособив для него рабочее место, зарплату и транспорт, чтобы добираться до работы.

Достаточно часто встречается ситуация, когда официально работающий инвалид соглашается с тем, что на работу он ходить не должен, и в обмен на трудовую книжку он получает минимальную зарплату. Такая система используется работодателями для снижения налогов. К тому же работодателю в этом случае не нужно решать вопросы благоустройства сотрудника. С недавнего времени компании, использующие такие схемы, перестали получать налоговые льготы, вследствие чего произошла серия увольнений инвалидов с рабочих мест в подобных компаниях.

1 апреля 2011 вступает в силу приказ Минздравсоцразвития по установлению новых форм документов, которые получают граждане в учреждениях медико-социальной экспертизы, если после прохождения освидетельствования им устанавливается инвалидность. Приказ Минздравсоцразвития хоть и носит технический характер (поскольку изменяет только формы документов, подтверждающих инвалидность), регламентирует работу учреждений МСЭ и даст возможность самому человеку убедиться, что после проведения экспертизы все необходимые документы оформлены правильно. Имеются в виду два основных документа: форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.

Подбор и трудоустройство инвалидов в нашем регионе осуществляется при взаимодействии Нижегородской областной организации Всероссийского общества инвалидов, высшими учебными заведениями Нижнего Новгорода при активной поддержке органов власти и управления Нижегородской области. В частности, в Нижегородской области действует концепция трудоустройства инвалидов, поддерживаемая губернатором Валерием Шанцевым. Например, в Нижегородском управлении налоговой службы создали 300 рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Сегодня в территориальных налоговых инспекциях Нижегородской области уже трудится около 200 человек с ограниченными физическими возможностями.

Вывод из этой ситуации напрашивается один: человеку с ограниченными возможностями нужно не бояться, а активно стремиться к получению полноценной квалификации по какой-либо специальности, если физические возможности это позволяют.

По всем возникшим вопросам можно проконсультироваться в организациях, занимающихся помощью людям с ограниченными возможностями.

Список организаций представлен ниже.

Областное общество инвалидов - 434-12-46

Всероссийское общество глухих ВОГ НРОО областное - 430-99-65

Центр защиты инвалидов МУП - +7(83150) 31699

Существует список официальных документов, посвященный трудоустройству и обучению людей с ограниченными возможностями. Вопросы получения образования детьми с ограниченными возможностями рассматриваются в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1, Протоколе № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции о правах ребенка. Особенности условий труда работников-инвалидов регулируются, в первую очередь, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года и некоторыми другими нормативными актами, в том числе вышеупомянутым Приказом Минздравсоцразвития России №1031н от 24 ноября 2010 г.

Александра Ярцева

Источник: birzhaplus.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ