Перепрограммирование клеток - прорыв в современной науке

В 2008 году было сделано немало научных открытий, однако важнейшим научным достижением уходящего года ведущие международные научные издания - Nature и Sciense назвали открытие в области молекулярной биологии - перепрограммирование клеток человека.

В настоящее время существует множество печатных и электронных изданий, которые освещают вопросы науки - от академических, до откровенно шаманских. Бывает иногда трудно ориентироваться во всем разнообразии источников информации, т.к. некоторые материалы, на первый взгляд, актуальные и востребованные, написаны не совсем информированными людьми, а часто и просто мошенниками от науки. Существуют, конечно же, издания с хорошей репутацией, авторитетными авторами и серьезными публикациями, однако даже на их фоне выделяются два «монстра» в области естественных наук - Nature и Sciense.Брюс Альбертс, главный редактор журнала Science

Оба эти издания являются наиболее авторитетными международными журналами в области естествознания и разместить в них свои материалы считают честью для себя известнейшие ученые мира. Здесь освещаются актуальные проблемы физики, химии, биологии, других научных дисциплин, однако и Nature и Sciense при подведении итогов уходящего года были практически единодушны и отнесли к наиболее важным научным достижениям 2008 года перепрограммирование клеток человека. Главный редактор Sciense Брюс Альбертс в этом вопросе был даже более категоричен, он назвал исследования в области перепрограммирования клеток главным научным прорывом уходящего года, затмившее даже первое в истории человечества непосредственное наблюдение планет, которые не относятся к солнечной системы и запуск Большого адронного коллайдера.

Впервые данные о получении недифференцированных клеток, которые в результате деления могут превращаться в клетки разного типа (индуцированных плюрипотентных стволовых клеток) были опубликованы в 2006 году. Эти клетки функционировали как эмбриональные стволовые клетки и были получены путем введения в клетки взрослого организма мышей четырех дополнительных генов. Из индуцированных плюрипотентных стволовых клеток В 2007 году индуцированные плюрипотентные стволовые клетки были получены уже из культуры клеток человека.

В этом году двум группам ученых, работающим не зависимо друг от друга, удалось получить культуры индуцированных плюрипотентных стволовых клеток у людей с различными заболеваниями, в т.ч. с хореей Хантингтона, паркинсонизмом и синдромом Дауна.

Индуцированные плюрипотентные стволовые клеткиЧто это дает в практическом плане? На культурах индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, которые были получены от людей с различными заболеваниями можно тестировать различные лекарственные препараты, которые помогут исправить некоторые генетические дефекты. До сих пор лечение больных с различной генетической патологией сводилось к устранению последствий нарушений обмена и различных функциональных нарушений, обусловленных дефектными генами. Теперь же намного более перспективным может стать выделение от больных людей взрослых (дифференцированных) клеток организма, получение из них культуры индуцированных плюрипотентных клеток, исправление в них генетических дефектов и внедрение их обратно в организм человека. Т.е. фактически может стать доступным устранение не последствий генетической патологии, а ее первопричины - «поломки» генов.

Некоторые типы клеток перепрограммировать сложнее, некоторые - проще (так, кератоциты - клетки кожи, отвечающие за рост волос, перепрограммированию поддаются довольно легко), но главное, что теперь достоверно установлена возможность перепрограммирование клеток человеческого организма и появилась надежда на лечение многих заболеваний, которые до настоящего времени считались неизлечимыми.

Естественно, работы в этом направлении еще хватает - необходимо отработать технологии перепрограммирования клеток, научиться индуцированные плюрипотентные клетки внедрять в организм и управлять процессом их размножения в организме, дабы не спровоцировать их неконтролируемый рост и возникновение злокачественных опухолей, обеспечить полноценную работу этих клеток не в лабораторных условиях, а в живом человеческом организме, но начало положено.

Развитие новых технологий в области медицины и лечении заболеваний, ранее считавшихся неизлечимыми, происходит настолько стремительно, что достижения современной науки не рискуют прогнозировать даже самые осторожные в своих прогнозах специалисты. То, что в конце 90-х годов прошлого столетия считалось возможным не ранее, чем через 30-40 лет, сегодня становится реальностью! И заболеваний, которые считаются сегодня неизлечимыми, станет меньше намного раньше, чем мы себе даже можем представить! Уверен, многие посетители этого портала испытают это на себе. Кто раньше, кто позже, но обязательно в этом убедятся!

Давайте ждать этого уже в ближайшее время и Новый, 2009 год встречать именно с таким настроением! С надеждой, верой в будущее и хорошим настроением! С Новым годом, друзья! Удачи нам всем в новом году!

Обложка журнала Science от 19 декабря 2008 года: «Прорыв года — перепрограммирование клеток»