Недавно в Воронеже открылся центр для детей с проблемами психического развития
Единственный в области психолого-педагогический центр для детей, подростков и молодых людей с проблемами психического развития «Искра надежды» начал работу в январе. Его появление стало радостным и обнадёживающим событием и для самих детей с проблемами со здоровьем, и для их родителей.
«Искра надежды» была образована на базе одноимённой региональной общественной организации инвалидов и родителей детей-инвалидов. Как рассказала её председатель Татьяна Поветкина, в мае 2010 года областной Департамент образования, науки и молодёжной политики выделил помещение, находящееся в муниципальной собственности. Центр занимает несколько комнат, бывших когда-то обычной городской квартирой. Вход в подъезд - со двора. О том, что здесь находится психолого-педагогический центр, говорит лишь небольшая табличка на стене здания.
Поднимаюсь по тёмной лестнице, открываю неприметную дверь - и попадаю в «Искру». Обычно в это время здесь занимаются человек по десять. Сегодня здесь только двое ребят - Валера и Света. Остальных свалил грипп.
У Валеры редкое психическое заболевание - синдром Вильямса. Несмотря на это, он удивительно общительный, жизнерадостный и обаятельный молодой человек. Постоянно шутит, напевает какие-то песенки, повторяет строчки из любимых стихотворений.
У Светы - синдром Дауна. Несколько лет назад она потеряла папу, и вся забота о девушке легла на плечи её мамы, Елены.
Света накрыла для меня стол: порезала пирог, заварила чай. Эти дети могут многое. Даже то, чего не можем мы: чувствовать себя абсолютно счастливыми в нашем безумном мире и никогда не держать на сердце зла.
С ребятами работают педиатры, психологи, дефектологи, логопеды и юристы. Последние учат их ориентироваться в общественной жизни: помогают составлять заявления и жалобы, осваивать азы правовой грамотности, рассказывают об образовании детей-инвалидов, их социальной защите и трудоустройстве.
Сотрудники Центра водят ребят на экскурсии, в театр, кино и цирк. Для многих детей-инвалидов, которые учатся либо на дому, либо в интернатах, и кроме четырёх стен, ничего не видят, это единственная возможность общаться с внешним миром. Но это проблема, увы, не отдельных детей, а беда всей системы образования и даже общества в целом.
Дело в том, что в Воронеже низкий, если не сказать, нулевой уровень развития инклюзивного (интегрированного, включенного) образования, которое предполагает совместное обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. За границей, да и в Москве, проблем с этим несравнимо меньше.
На Западе, например, инклюзия - обыденная практика, которая реализуется на протяжении уже нескольких десятилетий. Мы же только начинаем движение по этому пути. Международная «Конвенция о правах инвалидов» даёт детям с ограниченными возможностями право на достойные условия обучения в массовой школе. Школы должны быть оборудованы пандусами, иметь учебники с брайлеровским шрифтом для слабовидящих детей. Каждому ребёнку требуется индивидуальный режим учёбы.
Но нам пока до этого далеко. Возникают трудности материальные - на оборудование школ требуются средства. Есть проблемы и этические. Здоровые дети часто относятся с непониманием к больным сверстникам, смеются и издеваются. Были случаи, когда родители здоровых ребят писали жалобы директору школы или в департамент образования с требованием исключить из класса «психически нездорового» или «неполноценного» ребёнка.
- Получается, что обычный ребёнок может учиться рядом с домом, а родители «особенных» детей вынуждены возить их на общественном транспорте через весь город в единственный интернат. Можете себе представить, как сложно малыша, у которого, к примеру, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сажать в автобус! Да и люди часто пальцем показывают, - возмущается Татьяна Поветкина.
Отдельная категория - дети-аутисты. В интеллектуальном развитии они зачастую опережают обычных ребят, но поддерживать связь с внешним миром для них огромная проблема. Аутистов даже заставить говорить очень трудно.
На Западе существуют специальные медицинские центры для детей с этим диагнозом. В России единственное подобное лечебное учреждение - Московский центр психического здоровья. Но платного отделения в нём нет, а квоты для помещения в бесплатный стационар воронежским ребятам не дают. К тому же в Воронеже отсутствует система ранней диагностики заболевания. Нет отделения для аутистов при областном психоневрологическом диспансере.
Остро стоят кадровые проблемы - наши вузы не готовят специалистов в этой области. Существует только один на всю область детский садик для детей с диагнозом «аутизм» - в поселке Шилово, но число мест там очень ограничено. Учить таких ребят в школах нет возможности, домашнее обучение недёшево, да и социализации не даёт никакой.
В интернатах для детей с психоэмоциональными нарушениями аутисты попросту деградируют.
Сейчас весь коллектив «Искры» озадачен главным вопросом: как заработать деньги на содержание Центра. Ведь оплачивать коммунальные услуги, расходы на ремонт, Интернет, работу педагогов Центр вынужден самостоятельно. Иногда приходит помощь: благотворители дарят мебель, канцтовары. Но пока это капля в море. Сами создатели Центра тоже не сидят сложа руки.
- Мы уже купили несколько швейных машин. Ребята смогут шить какие-нибудь простые вещицы и продавать их, - рассказывает психолог организации «Искра Надежды», мама Валеры, Инна Абаджян. - Будем очень рады, если какая-нибудь компания согласится с нами сотрудничать. Детей можно научить вязать, клеить коробки для товаров, вставлять в пазы компактные диски. Они могут многое. Для ребят-инвалидов - это не только заработок, но и возможность почувствовать себя нужными, поверить в собственные силы.
Наталья Некрылова
Источник: communa.ru