Архив:

Wheelmap: безбарьерная среда на карте мира

В настоящее время Германия входит в число стран, где безбарьерное пространство для людей с ограниченными возможностями развито на достаточно высоком уровне. Однако далеко не все немцы согласны с этим. Многие из них считают, что обычные люди относятся к ним слишком покровительственно и это мешает им получить максимально полный доступ ко всем объектам городской инфраструктуры. Один из них, Рауль Краутхаузен, создал специальный веб-сайт и приложение для iPhone, с помощью которых люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, могли бы обмениваться информацией о доступности различных объектов в городе для пользователей инвалидных колясок.

«Иногда я чувствую, что окружающие относятся ко мне, как к ребенку, который не может самостоятельно решать, что и как ему делать», - говорит 30-летний Ральф Краутхаузен, страдающий редким генетическим заболеванием, которое сделало его кости очень хрупкими, - «а я хочу оставаться мобильным все время и не быть зависимым от социальных служб и от того, когда они смогут прислать за мной автомобиль».

Как оказалось, Рауль - далеко не единственный, кто так думает. Свидетельством тому - более 300 ежедневно регистрирующихся пользователей на веб-сайте wheelmap.org, где содержится информация о более чем 40000 мест, доступность которых определена самими инвалидами-колясочниками. Конечно же, около 80% таких мест находятся в Германии, т.к. изначально карта доступности начинала «писаться» здесь, но все больше объектов появляется в Лондоне, Нью-Йорке и других городах.

Кстати, на картах российских городов очень много объектов, правда, все они пока что отмечены как такие, информация о которых отсутствует. Я нашел на карте Москвы лишь два объекта, о которых есть информация - два туалета в районе Спасской и Никольской башни на Красной площади, правда оба они отмечены как недоступные. Надеюсь, в скором времени, будет намного больше объектов и отмечены они будут как доступные.

«Я хочу, чтобы интерактивная карта Wheelmap показала людям с нарушениями опорно-двигательной системы все места, которые для них могут быть достижимыми в любом городе мира», - говорит Рауль.

Интерактивная карта Wheelmap создана на базе открытого сетевого картографического ресурса OpenStreetMap. В отличие от похожего ресурса Google Maps на OpenStreetMap добавлять и редактировать информацию имеет возможность любой зарегистрированный пользователь, т.е. используется принцип, похожий на принцип работы Википедии, ну а для того, чтобы воспользоваться этой информацией, регистрация вообще не нужна.

Как работает Wheelmap

Заходим на сайт http://wheelmap.org/.

Выбираем в правом верхнем углу язык. По умолчанию он немецкий, но доступны также английский, испанский, французский, итальянский и, кажется, японский (не силен в иероглифах, утверждать не берусь).

Выбираем нужный нам город. Здесь существует два варианта: либо вводим в строку поиска название города, либо кликаем левой кнопкой мыши по примерному месту, где находится нужный нам город и затем расположенной в правом верхнем углу карты полосой прокрутки увеличиваем или уменьшаем масштаб. Зажав левую кнопку мыши на карте, можно сдвигать ее вверх-вниз и вправо-влево.

При достаточно сильном приближении на карте появляются иконки, отображающие те или иные объекты - магазины, спортивные центры, учреждения культуры и искусства и т.п. По умолчанию выделены все эти объекты, однако сняв галочки напротив них, можно оставить только интересующие нас типы объектов.

Иконки могут быть четырех цветов - зеленого, желтого, красного и серого, которые обозначают доступность этого объекта для пользователя в инвалидной коляске:

  • Зеленый: объект полностью доступен.
  • Желтый: объект частично доступен (например, ступенька на входе, но не более 3 дюймов, т.е. около 7-8 см).
  • Красный: объект недоступен.
  • Серый: информация об объекте отсутствует.

* * *

Инго Штокер, также передвигающийся в инвалидной коляске вследствие врожденного дефекта развития спинного мозга, выполнял работу бета-тестера Wheelmap и он также выразил надежду, что этот проект поможет многим инвалидам-колясочникам перестать быть затворниками в своем доме, когда они увидят, что вокруг них есть доступные для них места. «Большинство инвалидов-колясочников ведут довольно замкнутый образ жизни», - говорит Инго, - «но я думаю, что подобные приложения могут дать им необходимую информацию для расширения перечня мест, где они могут побывать».

Инго Штокер на небольшие расстояния может перемещаться с помощью костылей, однако при передвижении по городу пользуется инвалидной коляской и специально оборудованным автомобилем. Он использует Wheelmap, чтобы найти в городе доступные бары, кинотеатры, в которых проводит выходные, а также при поездках за пределы города с друзьями из баскетбольной команды на инвалидных колясках. «Wheelmap просто неоценим, когда мы приезжаем на игру в незнакомый город», - говорит Инго, - «например, в последний раз нам пришлось посетить отмеченный на Wheelmap серой иконкой сэндвич-магазин на Александр-плац в Берлине, я после его посещения пометил этот объект желтым цветом, т.к. там был достаточно высокий порог, который я смог преодолеть, но для других инвалидов-колясочников он может оказаться непреодолимым».

Хотя сейчас многие крупные города земного шара предоставляют карты доступности для людей с ограниченными возможностями, Аннет Штейн, научный сотрудник Фонда Бертельсмана и другие эксперты заявили, что они до сих пор даже не знали, что существуют приложения такого рода, позволяющие мгновенно добавлять или изменять информацию о различных объектах. «Я считаю проект Wheelmap очень интересным и перспективным и можно только представить, какими темпами будет расти проект, распространяемый в социальных сетях, что, кстати, заметно уже и сейчас по быстрому росту числа его участников», - говорит она.

Рауль Краутхаузен также выразил надежду, что этот проект будет стимулировать владельцев бизнеса к тому, чтобы они сделали свои магазины доступными для незрячих и слабовидящих людей. «Хотя в Германии этого требует закон, далеко не всегда в действительности это выполняется», - говорит он, - «часто такое усовершенствование очень простое и на него и тратиться особо не придется».

Аннет Штейн поддерживает в этом Рауля: «Высока вероятность того, что владельцы вынуждены будут переоборудовать свои заведения из-за страха потерять клиентов, если их заведение будет классифицировано как недружественное по отношению к людям с ограниченными возможностями. Wheelmap будет порождать своеобразное психологическое давление на владельцев заведений, если они будут отмечены серым, красным или желтым цветом».

Для финансирования проекта Wheelmap Рауль Краутхаузен полагается на частные пожертвования, при этом он не отрицает возможность использования правительственных стипендий, хотя и не особо приветствует это, т.к. опасается того, что чиновники попытаются использовать этот проект для саморекламы, а не решения проблем людей с ограниченными возможностями.

«Все данные, которые пользователи вносят на интерактивную карту Wheelmap автоматически дублируются на открытом сетевом картографическом ресурсе OpenStreetMap, так что информация, занесенная на карту Wheelmap будет помогать людям даже в том случае, если сам проект Wheelmap прекратит свое существование», - говорит Рауль. Однако, судя по темпам регистрации новых пользователей, если такое и произойдет, то очень нескоро.

Официальная презентация проекта Wheelmap запланирована на лето 2011 года. Это произойдет во время проведения летних Паралимпийских игр в Лондоне. Похоже, к этому времени Wheelmap станет вполне состоявшимся проектом.

Использованы материалы Wheelmap, NPR и Associated Press

Источник: /

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ