Архив:

Каково быть слепым в Узбекистане?

Проблемы узбекистанских инвалидов по зрению вот уже на протяжении 20 лет игнорируются местными властями, которые год от года продолжают «завинчивать гайки», пополняя своими действиями либо бездействием армию нищих слепых.

На сегодняшний день, по официальным данным, на учете в «Обществе слепых Узбекистана» стоят около 37-и тысяч человек. Членами общества являются более 24-х тысяч. По территории Узбекистана насчитывается 14 правлений и 50 предприятий, которые должны обеспечивать работой этих людей. Реально же они не обеспечивают и 50 процентов от общего количества слепых.

Если после развала СССР Объединение «Общество слепых Узбекистана» еще имело по республике ряд производственных комбинатов-монополистов, выпускавших бытовые мелочи, вроде прищепок, крышек для консервации, крючков для вешалок, комплектов постельного белья, подушек, матрацев и одеял, а также многое другое, то сегодня в этом смысле оно оказалось в весьма плачевном положении.

Сначала малые и средние предприятия отняли у инвалидов по зрению, практически, все заказы, потому что их продукция не выдерживала конкуренции. А затем само руководство Общества принялось активно разваливать кормящее его производство.

Еще в 90-х годах постепенно начали исчезать из цехов станки, имеющие наиболее товарный и приглядный вид. Затем в начале 2000-х, когда организация оказалась полностью снятой с государственной дотации, в ход пошла торговля принадлежащими ей производственными территориями по всему Узбекистану. Таким образом, слепые во многих регионах полностью лишились работы.

И это притом, что при средней заработной плате рядового ташкентца от 50 до 70 тысяч сумов, зарплата инвалидов по зрению тогда редко превышала 15 тысяч сумов.

В Ташкенте же заниматься такой открытой продажей было сложно, поэтому зрячее и сытое руководство комбината, расположенного в Чиланзарском районе, решило действовать иначе. На подставные лица открывались малые предприятия, взявшиеся за изготовление тех же прищепок, крышек и постельных принадлежностей. При помощи махинаций с документами большая часть сырья и заказов, поступавших на производство Объединения, перекочевывала туда. А слепые опять оставались не у дел.

Во второй половине 2000-х годов на внутренние руководящие посты Общества пришли люди из Объединения инвалидов. Они остановили продажу недвижимости, заменив ее сдачей территорий в аренду. Производственные дворы разбили на отдельные малые предприятия, каждое из которых стало заниматься производством какого-либо отдельного вида продукции.

Одни стали выпускать резиновые наконечники для стульев, другие - пластмассовые вешалки, третьи - крышки для консервации и других бытовых надобностей. Но материальное положение слепых при этом почему-то не улучшилось.

Цеха, в которых когда-то трудились по 100, 200, а то и 300 человек, опустели, так как в связи с материальными проблемами руководству пришлось уволить часть рабочих. Немало было и тех, кто ушел сам.

Количество заказов снизилось. Снятые с дотации, как общественная организация, инвалиды перешли на сдельную оплату, благодаря чему их заработки к нынешнему году увеличились до 100-150 тысяч сумов в месяц, что составляет 40-60 долларов США по курсу «черного» рынка.

Одной из причин проигрыша на рынке сбыта стала дороговизна их продукции, поскольку работа здесь выполняется вручную, кустарным способом. То, что на современных, полноценных предприятиях делает обычно при помощи автоматов один рабочий, у слепых выполняют 10-15 человек. Отсюда увеличение затрат и высокие цены. А любой заказчик, равно как и рядовой покупатель, ищет товар подешевле.

А старые станки выпуска 60-х годов прошлого века и отсутствие финансов на оснащение производства современным оборудованием для незрячих отталкивают потенциальных партнеров.

Все просьбы в районный и городской хокимияты о возврате если не полной, то хотя бы частичной монополии на производство тех же бытовых товаров, получили отказ.

С одной стороны, казалось бы, это правильно - официально в Узбекистане монополия не приветствуется. Но, с другой стороны, в республике успешно функционируют такие предприятия, как «Тошкентиссиккуввати» (отопление и горячая вода) или «Тошшахарэлтармок» (электричество) - бессменные монополисты, не допускающие никакой конкуренции, и даже Антимонопольный комитет им не помеха.

Были попытки получить право на самостоятельную реализацию своей продукции и приобретение сырья за наличные. В этом власти также отказывают, ведь безналичный расчет - норма узбекского бизнеса.

Не имеют слепые и права на создание собственных магазинов, потому что они составляют ННО - некоммерческую, негосударственную организацию. А ведь самостоятельная реализация товаров собственного изготовления дала бы возможность увеличить заработки и модернизировать производство, на котором сегодня не хотят работать даже те, кто прозябают в полной нищете.

В Ташкенте появилось немало слепых - местных и из других регионов республики, которые ходят по улицам - поют или побираются. При этом на предложения работы на производстве Объединения отвечают, как правило, отказом. Дескать, так они больше зарабатывают.

Немало среди них слепых, проживающих в местных общежитиях, принадлежащих Обществу. Вопрос, касающийся этих общежитий, не раз поднимался на страницах газет. Обветшалые здания, оголенная электропроводка в душевых, плотность заселения по 5-6 человек в 15-20-метровой комнатке - стандартная ситуация. Все обещания властей, в частности, городского хокимията, заняться данным вопросом остались на словах.

Между тем, представители Общества вот уже несколько лет протирают стулья в приемной хокима Ташкента, надеясь попасть на прием и обсудить с ним тяжелое положение своей организации, найти приемлемый выход из создавшегося положения. Но все тщетно.

Правда, у слепых остались некоторые льготы: 50 процентов от абонентской платы за телефон, бесплатный проезд в общественном транспорте, дотация на коммунальные услуги в размере 45 процентов от минимальной заработной платы и 3-процентная квота на трудоустройство в любые госпредприятия, действующая только на бумаге.

В конце 2010 года слепых, наравне с остальными инвалидами Узбекистана, постигло новое бедствие - в связи с прошедшей «чисткой» в рядах пенсионеров-инвалидов около 20 процентов слепых были переведены в 3-ю группу. Через месяц эта группа, фактически, исчезла. Несомненно, данная акция пополнит число уличных певцов.

Но, государство это не волнует. Оно предпочло забыть о незрячих людях, выбросив их в мир рыночного беспредела без какой-либо реальной социальной защиты. Неужели, навсегда?..

Источник: uznews.net