Архив:

Средство передвижения или роскошь?

Недавно на одном из сайтов я прочитала информацию о том, что в США изобрели автомобиль, которым может управлять незрячий человек. Еще раньше был сюжет по ТВ про женщину, управляющую машиной без рук. В Израиле, знаю от одной знакомой, которая переехала туда лет пять назад, человек в зависимости от степени инвалидности получает или легковой автомобиль с подъемником для коляски, или микроавтобус с тем же подъемником. Выплачивая государству за машину четверть ее стоимости, человек по истечении некоторого времени получает автомобиль в свою собственность. А еще через семь лет может поменять на новый. До 2005 года похожая схема действовала и в России. Конечно, не на таком уровне, не с подъемниками и микроавтобусами, но все же...

То, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения, к инвалидам можно отнести без всякой иронии. Кто хоть раз осмелился пересесть с коляски за руль автомобиля, по своей воле место это уже не покинет. Так случилось и со мной. Передвигаться самостоятельно хотелось всегда.

Когда мне было лет шесть-семь, бабушка посадила меня в телегу, чтобы поехать в другое село, и на какое-то время отлучилась. Я взяла в руки вожжи, потянула их... И о чудо, лошадь тронулась с места! Я была в восторге от своей самостоятельности. Не знаю, как далеко бы я уехала, но меня вовремя остановили.

Повзрослев, я поняла, что одну лошадиную силу можно поменять на несколько, тем более что у меня перед глазами уже был опыт моих подружек, тоже инвалидов.

В 70-е годы прошлого века наше не очень богатое государство приравняло инвалидов с детства к участникам войны и стало выделять бесплатно так называемый спецавтотранспорт, а проще говоря - мотоколяски - знаменитые своим оглушительным треском "инвалидки". Мотоколяски на дороге еще не было видно, но звук от нее уже разлетался на сотни метров вокруг.

Некоторые, наверное, помнят это чудо техники по фильму "Операция "Ы", или другие приключения Шурика". Всегда вызывало удивление, как такой большой человек, как Моргунов, помещался в такую маленькую коробочку...

Позже на этом транспортном средстве поменяли брезентовую крышу на железную. Правда, можно было доплатить и взять "Запорожец", но как всегда вопрос упирался с одной стороны в финансы, а с другой в неверие мамы в мои силы и, соответственно, нежелание тратиться, как ей казалось, на мои капризы.

Но в этот раз я проявила настойчивость, прошла медкомиссию, проучилась на курсах по вождению для инвалидов, получила права с категорией "Б" (как на мотоцикл - машиной это средство передвижения все-таки не считалось) и почувствовала, что такое свобода.

Меня не смущал ни неказистый вид этой техники, ни шум, который она издавала при каждом движении, ни сложности с заправкой бензина. А это, между прочим, было целое искусство в неумелых женских руках. Надо было не просто залить бензин, но еще в определенных пропорциях смешать его с маслом в канистре, и только потом перелить все содержимое в бак. Самой мне это было сделать не по силам, а потому приходилось просить соседку о помощи. И вот мы ехали на заправку и проделывали эту операцию на глазах у изумленной мужской публики, которая вдоволь повеселилась, глядя на наши действия.

С середины 90-х вместо мотоколясок стали выдавать "Оку". Кстати, весь транспорт, который выдавался инвалидам, был переоборудован под ручное управление. К этому времени с мотоколяской я уже рассталась, не выдержав всех трудностей, которые прилагались к ней. И в 40 лет с хвостиком мне пришлось снова сдавать экзамены, чтобы получить права другой категории. В начале 2002 года, после трехлетнего ожидания, через органы соцобеспечения я получила желанную "Окушку".

С тех пор жизнь без машины для себя не представляю. Добраться куда-либо в Самаре, как, наверно, и в любом другом городе, на общественном транспорте колясочнику невозможно. Поездки по магазинам, к друзьям, визиты к врачам - все это доступно только благодаря машине.

Но любая вещь рано или поздно стареет и изнашивается, машина - не исключение. И если раньше можно было надеяться на замену, то теперь - увы... Многие мои знакомые ездят на машинах, которым перевалило далеко за "период полураспада"...

В 2005 году в России был принят закон о монетизации, когда льготы были заменены денежной компенсацией. И автомобиль для инвалидов опять превратился из средства передвижения в роскошь. Вот теперь думаю, на какой вид транспорта мне пересесть в очередной раз, может, снова на лошадь?

Валентина Плотникова

Источник: bbc.co.uk

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ