Архив:

"Мы нужны не только Богу"

Среди инвалидов - в долевом отношении - предпринимателей может стать больше, чем среди здоровых людей

Жительница Селтов Татьяна Лобанова считала, что нужна только Богу. Из дома выходила редко: коляски с электроприводом у нее не было, а на обычной - тяжелой - передвигаться по улицам не могла. И вдруг ей, инвалиду первой группы, специалист бюро медико-социальной экспертизы в г. Можге предложила пройти дистанционное обучение. Совершенно бесплатно: учебу оплатит Министерство экономики Удмуртской Республики.

Татьяна Митрофановна уточнила:

- И колясочников на учебу берут?

- Да, и колясочников. Программа называется «Школа бизнеса и предпринимательства».

Одно образование у Татьяны Лобановой уже было (в Сарапульском колледже для инвалидов выучилась на бухгалтера). Казалось бы, законы знает. И все же столько новой информации получила! А главное - поменяла взгляд на жизнь. Раньше думала, что инвалиды нужны только Богу, больше никому. А сейчас видит: они с братом (брат, участник афганской войны, - тоже инвалид-колясочник) - не одни в мире.

- Это была одна из наших главных задач - повысить мотивацию инвалидов, - вступает в разговор Людмила Зонова, руководитель проекта, заместитель директора филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Во время учебы люди с ограниченными физическими возможностями увидели: сфера применения их сил и талантов, по существу, безгранична. Знаете, какой вопрос прозвучал в конце программы? Нельзя ли первую - нерабочую - группу (пусть с некоторой потерей в сумме пенсии) превратить в рабочую? Это самый неожиданный вопрос! Задали его инвалиды-колясочники. Им хочется участвовать в конкурсах на получение грантов, иметь право открыть свое дело. Никогда прежде инвалиды так вопрос не ставили!

- А с чего все началось?

- Министерство экономики УР выделило Республиканскому бизнес-инкубатору деньги для обучения инвалидов. Осуществить образовательный проект было поручено Учебному центру Удмуртской торгово-промышленной палаты и нашему вузу. В конце прошлого года было проведено дистанционное обучение инвалидов в Школе бизнеса и предпринимательства. На такой - дистанционной - форме обучения остановились потому, что не все инвалиды могут заниматься непосредственно в аудиториях, а дома, с помощью компьютера, они в состоянии освоить учебную программу.

Мы не могли сказать инвалидам: приходите к нам! У некоторых людей есть ограничения по учебе. Поэтому обратились к руководителям государственных организаций, которые работают с инвалидами (Министерство социальной защиты населения УР, Главное бюро медико-социальной экспертизы, Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики), и они помогли организовать группу из людей, стремящихся к собственному развитию.

Признаться, поначалу не была уверена, что в Школе бизнеса смогут учиться инвалиды-колясочники. Программа предусматривала не только дистанционное обучение: трижды необходимо собраться непосредственно в вузе. Но когда я побывала дома у инвалида-колясочника Сергея Меркурьева (он объяснил мне, как - с помощью приспособления - самостоятельно спускается с пятого этажа), сомневаться перестала.

Сами занятия (и непосредственно в вузе, и дистанционные) не только прибавляли знаний в области ведения собственного дела, но и позволяли взглянуть свежим взглядом на бизнес-идею или бизнес-план. Темы - самые разные: от производства кусочков льда в жару до разведения кроликов. Неожиданно (или все к тому шло?) выявлялись потенциальные партнеры. Одна девушка, решившая заняться выращиванием лука, сказала, что будет строить теплицу. «Возьмите теплицу у меня. Я уже начал теплицы изготавливать», - предложил участник проекта.

Или: инвалид намечает открыть мастерскую. «Может быть, и мне в ней работа найдется?», - интересуется другой инвалид. Обмениваются телефонами. Сотрудничество может оказаться полезным обоим. У одного появится приработок, а другой, сам предприниматель, получит от государства средства - за то, что создал для инвалида рабочее место.

Действующие банкиры рассказали участникам программы, на каких условиях можно получить кредит. Специалисты налоговой службы объяснили, как вести учет, какие платить налоги. Инвалиды заинтересовались, например, работой по патенту. Представители исполнительной власти ознакомили будущих предпринимателей с механизмами государственной поддержки. И если вначале инвалидов интересовал главным образом один вопрос - где взять деньги на открытие своего дела? - то в конце обучения участники программы уже с увлечением обсуждали различные аспекты бизнес-планов, прислушивались к мнению экспертов.

По окончании учебы 73 инвалида, в том числе 11 колясочников, получили сертификаты. Эти документы они могут представить в банк. Под хорошие - показывающие перспективу развития - бизнес-планы банки дают субсидии. Специалисты банков знают: если у клиента есть сертификат Школы бизнеса и предпринимательства, значит, бизнес-план соискателя оценили эксперты. Все взвешено: каким будет старт, когда пойдут доходы...

А если инвалид признан безработным, то его бизнес-план, защищенный в Школе бизнеса и предпринимательства, будет рассмотрен службой занятости, и автор бизнес-плана, зарегистрировавшийся как индивидуальный предприниматель, получит право на субсидию (на открытие собственного дела).

- Положение дел в малом бизнесе сравнивают с положением Мюнхгаузена, сидящего на половине лошади: лошадь пьет из реки, а с другой стороны вся вода тут же выливается...

- Потому я и решила: пусть проект завершен - выпускников Школы без внимания не оставлю. У всех, кто получил сертификат, есть контактные телефоны преподавателей. В конце января - начале февраля я и сама (уже не по обязанности) позвонила выпускникам. Если у кого-то возникли вопросы, вместе ищем ответы. Двенадцать выпускников зарегистрировались как индивидуальные предприниматели. Число инвалидов, занявшихся собственным делом по окончании нашей школы, еще вырастет: почти 85 процентов учащихся в конце программы сказали, что курс полезен.

Есть у меня идея: для начинающих предпринимателей-инвалидов найти кураторов среди депутатов. Скажем, инвалиду-колясочнице Татьяне Лобановой нужна электрическая вязальная машинка. На обычной - из-за слабости в руках - Татьяна Митрофановна вязать сейчас не может. Об этой женщине поговорила с депутатом Госсовета Удмуртской Республики Зоей Степновой. В просьбе помочь Зоя Ивановна не отказала.

А чем сейчас - в ожидании машинки - занимается селтинская мастерица Татьяна Лобанова? Оказывается, после участия в программе она решила познакомить друг с другом лежачих инвалидов своего района. В Ижевске-то вон как колясочники общаются! Даже фестиваль колясочников-рыболовов летом проводят. Узнала телефоны инвалидов (некоторые номера телефонов ей дали в отделе соцзащиты, некоторые - сама нашла), решила обзвонить всех. Может, кому-то помощь нужна?

Прежде чем принять участие в Школе бизнеса и предпринимательства, Татьяна Митрофановна посоветовалась с духовным наставником. Он сказал ей: «Бог дает такую возможность - надо воспользоваться, даже если не понимаешь, для чего». Но теперь есть и понимание.

Министерство экономики УР планирует и впредь финансировать такую учебу. Команда уже создана, мечтает о встрече c новой группой. Школа бизнеса и предпринимательства вновь распахнет двери для людей волевых, целеустремленных. Несмотря на инвалидность, это люди неограниченных возможностей.

Галина Анищенко

Источник: udmpravda.ru