Архив:

Вечный бой и конский топ

Такова наша участь - правду о себе узнавать из-за границы. Или за границей. Как, скажем, Герцен: начал с обличения пороков России, а кончил тем, что прозрел в ней последний заслон против западного мещанства - диктатуры посредственности. В публичной сфере мы и впрямь смахиваем на публичный дом - на авансцене дамы полусвета, лакеи и шуты, в глаза ударяют топовые новости: драка, взятка, поп-звезда рассталась с бойфрендом. И вечный бой... И конский топ...

Ведь плохие (гадкие) новости лучше продаются?.. Вряд ли. Лучше продаются их распространители, а люди, которым предстоит бой, стараются переодеться в чистое. Сегодня же ощутить себя чистым можно лишь в одиночку, и в итоге едва ли не каждый достойный человек чувствует себя последним солдатом в брошенном окопе. Хотя таких солдат у нас минимум Финляндия.

Финская ассоциация помощи людям с детским церебральным параличом и свела меня с двумя матерями-героинями: финны давно, в рамках специального проекта, возят к себе в гости "колясочников" - знакомить со своими стандартами. И две наши вполне просвещенные мамы были поражены, что самые тяжелые дэцепэшники не обречены на пожизненное домашнее или интернатное заточение, их регулярно привозят в центр дневного пребывания, а "просто колясочники" в вечерних кафе чуть ли не каждый пятый. Ну а меня поразили эти мамы с сыновьями.

Светлана - беленькая, в очках, с виду девочка-отличница - историю своего несчастья рассказывает как выученный урок, чтобы не плакать. В 92-м на Крайнем Севере ее мужа-офицера застрелили дезертиры. А через несколько лет, на даче, неудачно нырнув, сломал шею 16-летний сын Боря. Местная "скорая" отказалась - не довезем, питерская тоже - не их район, выручила платная. Был выходной, пока разыскивали хирурга, парень начал отходить, и мать собственным дыханием вернула его к жизни. И с тех пор борется за его способность двигаться. Правда, "когда нам исполнилось восемнадцать", стали платными процедуры, которые за день до того делали бесплатно. "Локомат", "Армео", без запинки перечисляет она медицинские аппараты, пятнадцать минут, сорок минут, три тысячи, полторы тысячи...

На самые дорогие операции, спасибо, до сих пор скидываются армейские отцовские друзья. Каждая процедура - новое сражение, но отчаяния незаметно ни в ней, ни в сыне. Он уже одним пальцем может работать на компьютере; мог бы учиться компьютерному делу, но не удается найти бесплатное дистанционное обучение. Тем не менее обсуждать какие-то законодательные проблемы "колясочников" его мать не желает: эти разговоры лишь обостряют чувство бессилия.

Зато благодаря друзьям Борис почти никогда не остается один, они и возят его на процедуры, и переодевают, выгуливают - а сначала даже не хотел показываться на люди. Теперь же спокойно ездит с парнями на шашлыки. И об этом будничном рыцарстве, если б не Финляндия, я бы тоже никогда не узнал, так и слышал бы одни выкликания о бездуховности нашей молодежи, о наркоманах и брошенных детях...

Никогда бы я не узнал и про вторую маму, инженера-металлурга Ольгу, подчинившую всю свою судьбу прелестному Саше, от рождения пораженному ДЦП. Ольга тоже избегает крупномасштабных разговоров о проблемах инвалидов, хотя на любую другую тему готова говорить и умно, и остроумно. Вот чего мы добились пропагандированием мерзостей и замалчиванием подвигов: благородные люди сторонятся того, в чем могли бы обрести поддержку, - эмоциональной связи со своей страной.

Но упрятывая с глаз долой из сердца вон своих соотечественников, где-то за кулисами ведущих одинокую борьбу, каждый из нас тоже остался один на один со всякой нежитью, в когтях разрушительной иллюзии, будто он и его друзья - последние приличные люди в своем отечестве.

Финские журналы для женщин постоянно печатают интервью с бизнес-леди и "звездами" - как они помогают обойденным судьбой и какое удовлетворение им это приносит. У нас же можно прочесть, похоже, только об их сексуальном удовлетворении. Глянцевый презерватив гламура, отделив своих читателей от мира несчастий и страданий, отделил их и от подвигов. Не оставив им ничего духоподъемного на тот вполне вероятный случай, если меч не ДЦП, так ДТП падет и на их шею.

Полезнее читать о страданиях, пробуждающих героизм, чем прятать то, что спрятать невозможно.

Александр Мелихов

Источник: izvestia.ru