Высокий интеллект и неумение общаться, внимание к деталям и полное эмоциональное равнодушие, отсутствие речи - эти характеристики можно применить к маленькие и большим детям, таким разным и таким одинаковым в своем грустном одиночестве. «Аутизм - это непобедимая крепость, внутри которой пустота» - это слова известного психиатра Лео Каннера, одного из первых исследователей этой болезни.
Что такое аутизм
Это комплексное заболевание, иногда с генетической патологией, врожденными нарушениями в обмене веществ, с отклонениями в поведении, общении, задержкой в развитии, речи и интеллекте. Он может быть и в легкой, и в тяжелой степени. Дети с легкой степенью аутизма почти совсем не отличаются от сверстников, а дети с тяжелой формой страдают глубокими нарушениями функций головного мозга.
Причины аутизма
В ряде случаев это генетическое заболевание: аутизм возникает в результате врожденных нарушений работы мозга, когда поражаются те отделы мозга, которые отвечают за переработку информации.
Некоторые ученые относят аутизм к последствиям патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций.
Есть также мнение о возникновении аутизма из-за проблем в окружающей среде - это еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве - в общем, все, что окружает нас, может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем.
Это может быть и результатом врожденной эмоциональной хрупкости - ребенок как бы закрывается от внешнего мира, который кажется ему агрессивным и страшным. И, закутавшись в «покрывало» своих ощущений ребенок чувствует себя защищенным. В результате образуется та защитная структура, которая и нарушает развитие интеллекта, эмоций и личности ребенка.
В Европе и Северной Америке на 1000 здоровых детей приходится 6 детей с аутизмом. Мальчики по сравнению с девочками болеют в два раза чаще.
Мнение эксперта
Арнис Рыжевс, детский психиатр Детской клинической университетской больницы
В отделении детской психиатрии ежегодно лечится около тысячи детей с самыми разными диагнозами. В том числе и дети с аутизмом. В нашей клинике в течение года диагностируется около десяти новых случаев заболевания, а 6% детей от общего числа пациентов - это дети, которым диагноз аутизм уже поставлен и они проходят у нас повторные курсы реабилитации и лечения. В нашем отделении создана мультифункциональная команда для диагностики и реабилитации детей. В нее входят психотерапевт, психолог, арт-терапевты и другие специалисты.
Особенности развития детей с аутизмом
Уже в грудничковом возрасте родители могут заметить у своего малыша некоторые особенности. Детки-аутисты позже и слабее реагируют на звук и свет, позже начинают узнавать маму, а узнав, не улыбаются и не тянутся к родному человеку. Такой ребенок может часами раскачиваться в кроватке, двигаясь долго и однообразно, или произносить долгое время одни и те же звуки.
От года до двух лет часть детей развивается нормально, и только потом развитие медленно или стремительно останавливается. И к сожалению, речевые навыки тоже исчезают и больше не восстанавливаются.
Однако у некоторых таких детей не просто хорошо проявлен интеллект, а проявлен на очень высоком уровне, что в дальнейшем дает им возможность достаточно хорошо развиться и даже жить самостоятельно. Но чем ниже интеллектуальное развитие ребенка, тем меньше у него шансов адаптироваться к жизни, стать самостоятельным, обеспечить себя, получить профессию, завести семью. Умственная отсталость разной степени встречается у 75% больных аутизмом.
Что делать?
Важно вовремя диагностировать это заболевание и начать необходимое лечение. Диагноз ребенку может поставить специалист после соответствующего обследования.
Что дает родителям знание диагноза
-
Они могут перестать винить себя в болезни ребенка. Появляется возможность начать действовать и помочь своему ребенку.
-
Родители могут понять потребности своего ребенка.
-
Диагноз дает доступ к информации и полагающимся услугам.
-
Родители могут помочь друг другу. Знания - это их сила.
Лечение этих детей происходит комплексно, в основе лежит обучение детей особыми педагогическими методами, для того чтобы интегрировать их в общество. В этом процессе задействована целая команда специалистов: психиатры, генетики, логопеды, физиотерапевты, арт-терапевты, психологи, педагоги, чьи усилия направлены на развитие речи, коммуникации и социальной интеграции.
В особо тяжелых случаях невозможно обойтись без лекарств. Например, если ребенок становится опасен для себя или окружающих его людей, при нарушениях сна, депрессиях.
Следует обратиться к специалисту, если...
-
До 6 месяцев не развиваются эмоции, ребенок не улыбается, нет эмоционального контакта с родителями.
-
До 12 месяцев ребенок не агукает, не откликается на свое имя
-
До полутора лет ребенок не говорит.
-
До двух лет не произносит два слова вместе.
-
В любом возрасте исчезают речевые или социальные навыки.
Правила для родителей:
-
Соблюдай ежедневные ритуалы и режим дня - это залог спокойствия, безопасности и хорошего настроения твоего ребенка.
-
Научись видеть малейшие сигналы, которые говорят о его дискомфорте.
-
Если ребенок устал, дай ему возможность отдохнуть.
-
Посещай занятия в детском саду или школе, педагоги могут подсказать тебе новый способ взаимодействия.
-
Обеспечь комфортные условия для жизни и обучения. Уставшие и измученные родители не самые лучшие воспитатели!
-
Чаще разговаривай с ребенком.
-
Принимай ребенка таким, какой он есть.
-
Используй пиктограммы, фотографии, рисунки для наглядного объяснения действий.
Пиктограммы
Для развития и интегрирования детей с аутизмом в обществе есть особые методики, которые не только обучают, но и значительно облегчают жизнь и самим детям, и тем, кто находится рядом с ними. Один из таких способов - пиктограммы. Люди давно их используют в повседневной жизни. Это картинки на знаках «Вход», »Подземный переход» и т. п.
А в повседневной жизни таких детей в квартире к стене крепится стенд с картинками на липучках. На картинках нарисованы ложка и тарелка - это прием пищи, подушка - сон, краски и кисточка - рисование. Таких пиктограмм нужно сделать как можно больше на все действия ребенка в течение дня. С помощью картинок составляется распорядок и на следующий день. Как только ребенок проснулся, подводишь его к стенду - и первая карточка: почистить зубы. Почистили зубы, убираешь карточку и смотрите вместе, что будете делать дальше. И так весь день. Со временем ребенок привыкает и сам находит карточку с тем, что он хочет.
Такую схему действий можно прикрепить к шкафу с одеждой, ребенок научится понимать, какую вещь и в каком порядке надо брать и надевать на себя.
Пиктограммы позволяют ребенку видеть результат своих действий и оставаться спокойным.
Учимся, играем, общаемся
Игры детей с аутизмом отличаются от игр здоровых детей. Часто их не интересуют игрушки, они не играют в сюжетные игры, не общаются и не играют с другими детьми. Обучение таких детей должно работать на повешение их уверенности и самооценки.
А для того чтобы у тебя все получилось, не забывай несколько правил:
-
Методичность, настойчивость, постоянство в играх и обучении. Ребенок может забыть то, что с легкостью делал вчера. Любовь и терпение - твои главные помощники.
-
Не забывай хвалить ребенка за каждый маленький успех.
-
Обращай внимание на то, что его интересует, на основе своих наблюдений вноси изменения в игру или упражнение.
-
Твоя помощь должна быть дозированной, дай ребенку возможность быть самостоятельным, но не оставляй его в случае затруднений.
Аутичные дети с удовольствием складывают головоломки, мозаики. Любимым занятием может стать коллекционирование, наблюдение и ежедневные записи наблюдений за погодой или животными.
Правила игр должны быть четкими, последовательными. Каждую игру надо проигрывать много раз, четко проговаривая действия - свои и ребенка.
Самые трудные игры - групповые. Но если к ним подготовиться заранее и проиграть весь ход, объяснить правила, то есть надежда, что через какое-то время ребенок примет участие в игре со сверстниками.
Хочется верить, что в каждом из этих детей есть настоящий талант, как у героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». И пусть у родителей этих детей хватит сил, терпения и любви его раскрыть!
Гузель Иванова
Источник: lublu.lv