Архив:

Не лечение, а мучение

Отстаивать свои права всегда нелегко: тут и знания нужны, и терпение, и здоровье. Что же делать тем, кто ограничен в физических возможностях, кто не может обходиться без посторонней помощи, кто является инвалидом? Им в десять раз сложнее доказывать правоту. При этом их права ущемляются очень часто.

Жительнице Орла Ольге Кузнецовой 30 лет. Она инвалид первой группы с диагнозом «Детский церебральный паралич». При том, что Ольга колясочница, она активнее и оптимистичнее многих других людей. Девушка окончила Орловский государственный университет по специальности «Социальный педагог». В настоящее время она председатель молодежного клуба людей с ограниченными физическими возможностями «Дружба» и просто отзывчивый, заботливый и жизнерадостный человек.

Но сейчас ей приходится отстаивать свои законные права. Речь идёт о Федеральном законе №122 (Закон о монетизации), который предоставляет инвалидам набор социальных услуг. В этом наборе есть и право на санаторно-курортное лечение. И Ольге предоставляется подобная услуга, но насколько она реальна именно для неё?

- В сентябре прошлого года я с большим трудом получила путёвку в санаторий «Парус», - вспоминает Ольга. - И с чем я там столкнулась? Столовая на первом этаже с очень скользким и крутым пандусом, и забраться по нему для колясочника - всё равно что покорить Эверест. Лечебный корпус - вообще нонсенс - пятиэтажное здание без лифта. Кроме того, массажист приходил ко мне в номер за отдельную плату, так как его кабинет находился на четвертом этаже, куда мне подняться было не на чем. Мне прописали гидромассаж, но пройти его не удалось, так как ванна высокая, а медперсонал помощь в погружении пациента и поднятии не оказывает.

Очень хотелось искупаться в море, но оборудованного подъезда к морю на инвалидной коляске не было. В общем, на собственном опыте я убедилась, что путёвки инвалидам зачастую дают для «отмазки». При этом повсюду говорят об установлении безбарьерной среды для инвалидов.

Но на Черноморском побережье существуют санатории, которые приспособлены специально для людей с ограниченными физическими возможностями. Один из них - санаторий «Анапа».

В сентябре 2010 года Ольга получила путевку в этот санаторий, но почему-то в обычный, не приспособленный для колясочников корпус. И это несмотря на то, что санаторий имеет спецкорпус №1, где тщательно продуманы все условия для инвалидов-колясочников. Здесь встречают приезжающих у самого поезда, помогают добраться до санатория, во всём здании есть широкие лифты, пандусы в спальных корпусах; во время водных лечебных процедур сотрудники помогают опустить человека в воду и поднять из воды, есть хороший подъезд на инвалидной коляске прямо к морю.

Ольге вместе с мамой, которая является её сопровождающей, пришлось доплатить более 22 тысяч рублей, чтобы попасть в этот корпус.

Но почему за положенное по закону семье Кузнецовых приходится платить из своего, и без того скудного, бюджета? «Почему в Орловском региональном отделении Фонда социального страхования мне не выдали путёвку в спецкорпус, хотя, как выяснилось, в сентябре получить такую путёвку было несложно, - говорит Ольга. - И в этот период там отдыхало много взрослых колясочников с диагнозом «ДЦП», то есть таких же, как и я. Когда я рассказывала своим новым знакомым, что мне пришлось доплачивать, - все удивлялись, ведь никто не вкладывал свои день­ги в эти путёвки. Значит, инвалидам из других областей положены комфортные условия, а нашим нет?».

Из Орловского регионального отделения Фонда социального страхования на жалобу нашей читательницы ответили, что стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2010 года для граждан, имеющих первую группу инвалидности, установлена в размере, не превышающем 772 рубля (приказ Минздравсоцразвития № 963 от 8 декабря 2009 года). В спецкорпусе санатория «Анапа» стоимость одного дня выше этой суммы.

Но в том же приказе Минздравсоцразвития указано, что для инвалидов с заболеваниями и травмами спинного мозга стоимость одного дня пребывания в санатории практически в два раза выше. То есть если в медицинской карте указать, что заболевание связано с травмой спинного мозга, то инвалид будет иметь право на путевку в санаторий со спецкорпусом.

Детский церебральный паралич считается болезнью опорно-двигательного аппарата с повреждением головного и спинного мозга, но ведь результат (и после травмы, и с ДЦП) один - неподвижность. Кому же пришла в голову такая дикая и кощунственная идея: разграничить инвалидов-колясочников на категории? Создаётся впечатление, что в Минздравсоцразвития о нуждах и нюансах колясочников вообще не ведают.

Но наши-то, местные, медицинские службы должны повнимательнее относиться к своим инвалидам, иначе в чём тогда смысл всех мероприятий, акций и декад, которые устраиваются в интересах инвалидов?

В поликлинике № 3 города Орла нашей читательнице ответили, что справка для получения путёвки заполняется и выдаётся в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 22 ноября 2004 года №256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение». Мы внимательно прочли этот приказ, но в нём ведь ни одной строчкой не обозначено, что с диагнозом «Детский церебральный паралич» не положено лечение в санатории, приспособленном для колясочников.

Зато в приказе в пункте 1.4 сказано, что при решении вопроса о выборе курорта помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, «следует учитывать... условия поездки на курорт... особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах». То есть для того, чтобы дать нужную путёвку Ольге Кузнецовой, имелись все законные основания.

И почему не пойти навстречу девушке, которой и ездить-то по курортам осталось лет пять - не больше, то есть до того времени, пока у её мамы будет возможность сопровождать дочь. И ведь Ольга не претендует на ежегодное лечение, хотя бы один раз в два года, но в тот санаторий, где созданы условия и где человек дей­ствительно может получить нормальный курс реабилитации, а не просиживать в палате и доплачивать за все услуги. Это получается не лечение, а настоящее мучение.

Ольга намерена обратиться в суд с иском о возмещении затраченных средств.

Источник: orp.orel.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ