Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Студенты и преподаватели Бауманки решают сверхзадачу

Интересно, как проходят лекции для студентов, которые не слышат? А ничего такого особенного. Видно, что преподаватель говорит подчеркнуто четко и внятно, а сурдопереводчик, стоящий рядом, сопровождает его слова жестами. Удивительно другое: занятия эти проходят не в специальном учебном заведении для инвалидов, а в старейшем и известнейшем техническом вузе страны - МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Скоро 75 лет, как бауманцы по специальному постановлению ЦК ВКП(б), подписанному Серго Орджоникидзе в 1934 году, не прерываясь ни на год, обучают фактически глухих ребят. Как преподают технические предметы людям, которые не слышат? Мало того, создав специальную методику, обучают их вместе с остальными студентами, добиваясь уникальных результатов?

Один из авторов методики - директор Головного учебно-исследовательского и методического центра реабилитации инвалидов МГТУ Александр Станевский.- Систему обучения плохо-слышащих ребят мы разрабатывали 15 лет (это была инициатива нашего ректора академика И.Федорова), - рассказывает Александр Григорьевич. - Ведь научить их воспринимать сложную техническую информацию - это сверхзадача. А мы не хотели на этом останавливаться, поставив цель постепенно ввести наших подопечных в профессиональный мир слышащих. Начинали с обычных приемов, принятых в специальной (коррекционной) школе. Они нас не устроили, и, в конце концов, мы создали собственную систему. Сегодня плохослышащие ребята осваивают в университете специальные образовательно-реабилитационные программы. Они утверждены нашим министерством и финансируются по особым нормативам. Каждый год принимаем примерно 45 инвалидов по слуху. Замечу: наше обучение всего в три раза дороже обычного. Ведь стоимость специального образования таких ребят в школах, лицеях, техникумах - на порядок выше.

Понятно, что поступить в наш университет прямо из специальных или даже обычных школ плохослышащие ребята практически не могут. Поэтому у нас действует двухлетняя система довузовского обучения. При этом мы не только стараемся повысить знания ребят, но и развиваем их способности к сотрудничеству, учим пользоваться техническими средствами коммуникации, постепенно погружая в университетскую среду. Примерно половину денег за подготовительные курсы вносит университет, половину - учащиеся.

На первом курсе вуза наши студенты учатся в отдельных группах по 8-12 человек. Кроме обычных предметов им преподают специальные курсы по программе "Обучение жизни с инвалидностью", где рассматриваются правовые, медицинские и другие аспекты. Но, главное, мы учим ребят понимать содержание лекций, добиваясь, чтобы они стали им доступными. Задача эта решаемая. Почти все студенты имеют сегодня слуховые аппараты. Аудитории оборудованы техническими средствами. У преподавателя есть передатчик, а у студента - приемник с усилителем звука, совместимый со слуховым аппаратом. Не забудем, что ребята считывают речь с губ, поэтому наши преподаватели внятно произносят каждое слово. Надо помнить, что практически у всех глухих есть остатки слуха, и мы их развиваем и используем.

Чтобы посмотреть, как эта система действует на практике, идем на занятие для второкурсников по инженерной графике. Обычная аудитория, только вместо доски - большой экран. На столах перед студентами мониторы. (Сурдопереводчика, как у первокурсников, нет: здесь уровень куда выше). Пояснения дает доцент кафедры инженерной графики Марина Покровская:

- Мой предмет - один из основополагающих, обязательный для всех инженерных специальностей. А еще он трудный. Инженерная графика - это начертательная геометрия, техническое черчение и рисунок - освоить их не так-то просто всем студентам, не только плохослышащим. Чтобы наши ребята лучше понимали смысл материала, мы не ограничиваемся лекциями. Особенно сложные их положения демонстрируем на большом компьютерном экране (и на мониторах, что стоят на каждом столе). Лекцию практически дублирует раздаточный материал. Поэтому студентам не нужно записывать все подряд - мы освободили их от рутины. Но обратите внимание на пробелы в тексте - студенты заполняют их самостоятельно. Это суть лекции, узловые понятия, выводы - их они должны сделать сами, продемонстрировав уровень осмысления материала. Так мы развиваем их речь, заметно пополняем словарный запас. То же касается и обучения графике. Мы лишь намечаем канву рисунка - остальное их дело. После окончания лекции студенты получают дискеты или диски с записью занятия, чтобы дома еще раз его проработать.

- После первого курса, - вновь вступает в разговор Александр Станевский, - мы распределяем студентов по специальностям. Сегодня их 11. Какую выбрать? Отличники решают это сами, остальные полагаются на рекомендации специалистов и преподавателей. Продолжая обучение в специальных группах, некоторые предметы наши студенты изучают на занятиях вместе с обычными первокурсниками. (Плохослышащие ребята учатся не шесть лет, как все бауманцы, а семь). Требования к инвалидам такие: они должны постепенно снизить зависимость от сурдоперевода, освоить другие образовательные технологии. К концу третьего года обучения большинство занятий проходит совместно со студентами (слышащими) второго курса.

- Неужели все ваши подопечные способны на это?

- На первых порах таковых не так много, как нам бы хотелось: ребятам сложно, у них есть проблемы. Но проходит три года, и группы для инвалидов перестают существовать вовсе. А все наши студенты переходят на третий курс. (Мы так верстаем учебные планы, что обычные программы и для инвалидов, со сдвигом в один год, совпадают полностью. Считаю это ноу-хау МГТУ - уникальное достижение). Отмечу, что требования к нашим питомцам точно такие же, как и ко всем бауманцам. Наравне со всеми они участвуют в студенческих конференциях. Достаточно легко и успешно сдают экзамены и защищают дипломы. Учиться им интересно, и они никогда не жалуются на недостаток слуха.

- Вернемся к началу. Как на языке жестов, буквально на пальцах, можно объяснить суть технических терминов, например, что такое квантовая механика?

- Известно, что по трудности обучения глухие находятся на втором месте после слепоглухих. Потому что у них мал словарный запас, а образное мышление развито недостаточно. В аудитории вместе с преподавателями находятся сурдопереводчики, разработавшие и освоившие технический словарь жестов. Этого, конечно, мало. Невозможно объяснить квантовую механику лишь языком жестов. Он хорош для установления социальных коммуникаций, бытового общения. (В общих группах к услугам сурдопереводчика преподаватель обращается лишь тогда, когда не может "достучаться" до студента, когда тот его не понимает. Мы не отказываемся от сурдоперевода, но используем его по мере необходимости). Сегодня текст лекций, вы это видели, воспроизводится на компьютерном мониторе. Студенты получают раздаточный материал. И в результате мы наблюдаем подчас подлинные чудеса освоения студентами сложнейшего материала. Понимаю, в это трудно поверить: инвалиды по слуху учатся в крупнейшем техническом вузе страны!

- Существуют ли особые требования к вашим преподавателям?

- Безусловно, личность преподавателя, его качества чрезвычайно важны для нас. Работать в специальных группах на первом трехлетнем цикле непросто, не все к этому готовы. Естественно, мы им помогаем, консультируем, они проходят своего рода специальную подготовку. И платят им больше других. Но это те же преподаватели, что читают лекции в обычных учебных группах.

- Есть случаи, когда они не выдерживают, уходят от вас?

- Есть, конечно. Проблемы возникают примерно у 10-20 процентов преподавателей. И это нормально. Да, у глухих есть замечательные качества: например, мощная мотивация к учебе, целеустремленность. Но они другие. Прекрасные имитаторы, они могут копировать любые ваши действия, правда, не всегда вникая в их смысл. Мы часто не знаем, понимают ли они нас, ведь нет адекватной обратной реакции, у них подчас неважно обстоит дело с юмором... Я имею право это говорить, потому что мы делаем все, чтобы наши ребята не чувствовали себя ущемленными.

- За границей есть подобные системы обучения?

- Глухим, как и другим инвалидам, за рубежом в основном стараются дать рабочую специальность. Есть всемирная сеть послешкольного образования, в ее работе участвует немало стран. Существуют и специальные вузы для глухих. Например, в техническом институте для глухих при одном из университетов США учатся ни много ни мало 1200 человек, причем образование они получают очень качественное. Но там высшая ступень - бакалавр. За рубежом вряд ли встретишь магистров с такой инвалидностью, а у нас они будут обязательно. Так, как МГТУ, не учит практически никто. Поэтому зарубежные вузы относятся к нам с уважением, признавая наше лидерство в интеграционном обучении. Сегодня университеты Китая и Японии ведут с нами переговоры - хотят перенять опыт МГТУ. Он успешно внедряется в вузах России. Сеть послешкольного образования глухих создана в государственных университетах Челябинска и Владимира, в Новосибирском гостехуниверситете, академии "ТИСБИ" (Казань).

Недавно в МГТУ прошел первый Всероссийский форум глухих студентов, в нем приняли участие команды образовательных учреждений. Участие в форуме - прекрасная возможность для ребят с недостатками слуха заявить о себе. Не столько о своих правах, сколько о способности полноправного участия в жизни общества.

- И, наверное, самый важный вопрос: каковы успехи ваших питомцев?

- Они становятся полноценными гражданами и высококвалифицированными специалистами - вот что главное! И налогоплательщиками - считаю это самым большим достижением университета! Все наши выпускники работают - говорю это со всей ответственностью. И совсем неплохо устраиваются в жизни: покупают машины и квартиры. Есть и такие, кто организовал собственные фирмы. (А вот в аспирантуру, как правило, не идут: хотят как можно быстрее самоутвердиться как в профессиональном, так и в социальном плане). Работодатели, те что поумнее, понимают: если эти ребята сумели получить диплом МГТУ, значит, будут и дальше "пахать" не за страх, а за совесть, стремясь сделать карьеру.

Уверен: инвалиды по слуху могут учиться в вузах. Но только в лучших, освоивших технологии, подобные нашим. Опыт бауманцев по подготовке специалистов из числа плохослышащих граждан может лечь в основу федеральной системы профессионального образования инвалидов, причем не только глухих. Предпосылки для этого, на наш взгляд, есть. А мы идем дальше: начинаем работать с вузами, которые обучают другие категории инвалидов.

Юрий Дризе

Источник: http://www.poisknews.ru/