Архив:

Существующие возможности в области образования для детей с особыми потребностями

Из доклада UNICEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»

Интегрированное образование основано на принципе обеспечения равных возможностей для всех детей и предполагает необходимость уделения особого внимания самым сильным сторонам каждого ребенка, а не его недостаткам. Основная идея интегрированного образования простая и заключается в необходимости внесения изменений в существующую систему образования, чтобы она отвечала нуждам каждого ребенка, а не наоборот, когда ребенка заставляют приспосабливаться к существующей образовательной системе.

Термин «особые образовательные потребности» используется большинством стран, и считается, что он обозначает все разнообразие физических, умственных и поведенческих проблем, связанных с развитием ребенка - от дислексии и дисграфии до более серьезных проблем в отношении развития познавательных способностей, таких как аутизм и синдром Дауна.

(Саламанкская Декларация ЮНЕСКО, 1994 год)

Повсюду в мире используется термин «инклюзивное образование», хотя некоторые авторы указывают, что термин «интегрированное образование» является более широким понятием. В России более широко применяется термин «интегрированное образование», особенно в официальных документах.

В рамках существующей системы образования в России для детей с особыми потребностями существуют следующие возможности:

  • Дошкольные образовательные учреждения, в которых есть либо специальные группы, либо группы, включающие наряду с другими детьми детей с особыми потребностями;
  • Специальные образовательные учреждения для детей с особыми потребностями;
  • Специальные классы в рамках обычных общеобразовательных учреждений;
  • Специальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической, педагогической и медико-социальной помощи.

В тексте ФЗ «Об образовании» в отношении детей с особыми потребностями используется термин «дети с отклонениями в развитии». ЮНИСЕФ умышленно использует термин «дети с особыми потребностями», чтобы обратить особое внимание на необходимость изменения окружающей обстановки, чтобы она была лучше приспособлена к нуждам детей. Термин «дети с особыми потребностями» используется в попытке сформировать такое отношение к детям, в котором не было бы стремления к социальной маргинализации детей с ограниченными возможностями (а также к изменению ребенка таким образом, чтобы он лучше соответствовал окружающей обстановке), а было бы стремление к интеграции их в общество как «детей с особыми потребностями», преследуя при этом четкую цель оказать помощь и поддержку каждому ребенку, чтобы он смог бы добиться полного раскрытия своего потенциала (т.е. сделать так, чтобы окружающая обстановка соответствовала нуждам каждого конкретного ребенка).

В 2005-2006 учебных годах в России насчитывалось 1,936 образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, в которых обучались 235,410 детей (Данные предоставлены Министерством образования и науки РФ). Из общего числа детей с особыми потребностями:

  • 187,900 детей получали образование либо в специальных классах в рамках обычных общеобразовательных учреждений, либо в школах-интернатах общего типа;
  • 40,000 детей получали школьное образование в домашних условиях;
  • 69,300 детей получали образование в специальных школах-интернатах.

Среди детей с ограниченными возможностями есть дети, которые считаются «необучаемыми», и поэтому они не имеют доступа к получению образования. Согласно исследованию Центра статистики и мониторинга образования, проведенному в 2002 году, 21 329 детей с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 15 лет были признаны «необучаемыми»(Цели в области развития Декларации тысячелетия в контексте российского образования: анализ, обработка и расчет показателей эффективности. Л.Н. Жарова. Доклад. Центр статистики и мониторинга образования. Москва, 2003 год), что составляет 12 процентов от всех российских детей с ограниченными возможностями.

Обучение детей с особыми потребностями в рамках общеобразовательной системы

Правительственные учреждения признают важность обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах по месту жительства. Тем не менее, значительная часть предпринимаемых усилий направлена на обеспечение работы специальных классов в рамках общеобразовательной системы, а не на содействие большей интеграции этих детей в обычные классы.

Хотя данные усилия являются важными шагами на пути обеспечения образовательными возможностями детей с особыми нуждами, тем не менее эти дети часто остаются изолированными от своих сверстников. Обучение в специальных классах, когда дети не общаются или имеют очень ограниченное общение со своими "нормальными" сверстниками, может стать причиной того, что эти дети начнут воспринимать себя как "неадекватные" или "другие", что сделает их менее подготовленными к активному участию в жизни общества, когда они станут взрослыми.

Для достижения более высокой интеграции детей с особыми потребностями в обычных классах требуется проведение более эффективного обучения работников просвещения и школьных администраторов, чтобы они могли больше узнать о том, какую помощь можно оказать этим детям при переводе их в обычные классы.

Преподаватели общеобразовательных учреждений часто не имеют знаний и соответствующих навыков в отношении успешной интеграции таких детей в учебный процесс в общеобразовательных школах.

В обществе также должно быть доброжелательное отношение к инклюзивному образованию, что требует понимания ценности таких шагов и помощи детям с ограниченными возможностями со стороны их сверстников в обычных школьных классах и родителей «нормальных» детей, посещающих эту школу.

Помимо этого требуется более эффективная поддержка со стороны общества в виде транспортных средств с повышенной доступностью и большего объема экономических ресурсов для семей с детьми с ограниченными возможностями, чтобы дать реальную возможность родителям уделить достаточно времени и внимания своим детям во время их перехода к инклюзивному образованию, включая возможность их помощи в классе.

Домашнее обучение

Хотя обучение в домашних условиях дает детям с более серьезными формами инвалидности возможность получить хоть какое-то образование, данный подход исключает таких детей из образовательного процесса и лишает их радости общения со сверстниками в школьной обстановке.

Вопрос качества такого образования еще предстоит изучить, но родители могут остановиться на этом варианте из опасения перед трудностями, с которыми может столкнуться их ребенок в обычном общеобразовательном учреждении.

Специальные учебные заведения

Третья группа объединяет детей, содержащихся в специальных учебных заведениях.

Согласно данным Росстата, в конце 2005 года число воспитанников таких учреждений составляло 167,000.

Часто дети живут в интернатах в течение недели и возвращаются в свою семью только на субботу и воскресенье. Некоторые из таких детей проживают в интернатах на протяжении всего учебного года. В некоторых случаях такие учреждения расположены на значительном расстоянии от места жительства родителей этих детей, что ограничивает детей в возможности регулярного общения с членами их семей. Со временем отсутствие постоянного контакта со своими семьями может ослабить эту связь, лишив детей с особыми потребностями столь необходимой им поддержки.

Источник: официальный веб-сайт UNICEF

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ