Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Жизнь вне зоны досягаемости

Менее чем десятая часть (2319 из 25,8 тысячи) всех общественных зданий, имеющихся на территории Харьковской области, полностью доступны для граждан, передвигающихся на инвалидных колясках. Еще 9378 - «доступны частично». Это значит, что попасть в здание человек на коляске в принципе может, а вот подняться без посторонней помощи на верхние этажи или воспользоваться, к примеру, туалетом - увы... Остальные почти 14 тысяч общественных зданий Харьковщины для таких людей полностью недоступны.

Евро-2012 как стимул

Еще лет 10-15 назад идея о том, чтобы оснастить входы во все здания специальными пандусами для передвижения инвалидов-колясочников, казалась чем-то труднодостижимым - в основном из-за инертности мышления общества. Сегодня такие приспособления уже никого не удивляют, они есть практически во всех новых строениях, все больше их появляется и в общественных зданиях, возведенных ранее. Правда, пользуются ими пре­имущественно родители с детскими колясками, поскольку добраться без риска для жизни к такому цивилизованному магазину, аптеке или исполкому гражданину на инвалидной коляске непросто: наши улицы, общественный транспорт и подъезды жилых домов по-прежнему не приспособлены для подобных «вояжей».

Впрочем, есть надежда, что усилия властей в этом направлении значительно активизируются в связи с грядущим футбольным чемпионатом Евро-2012. Во всяком случае, в позапрошлом году в Харьковской обл­госадминистрации были утверждены «Заходи щодо створення безпечного життєвого середовища для осіб з обмеженими фізичними можливостями та інших маломобільних груп населення на 2009-2015 роки». В Харькове и районах области созданы 44 «комитета доступности», члены которых за прошлый год провели 99 заседаний, обсуждая ход работы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в «объекты социальной инфраструктуры». В 2010 году на приспособление таких объектов к потребностям инвалидов планировалось выделить из местных бюджетов 127 тыс. грн. Фактически за 11 месяцев на эти цели было потрачено только 74,6 тыс. грн. Эти данные были подготовлены к сотому, «юбилейному» заседанию областного «комитета доступности», которое прошло на днях на Харьковском казенном экспериментальном протезно-ортопедическом предприятии.

По результатам анализа паспортов доступности (есть, оказывается, и такие), представленных местными властями, лучше всего ситуация с пандусами и прочим оснащением для передвижения инвалидов обстоит в зданиях органов исполнительной власти Дергачёвского и Змиевского районов. В отстающих числятся Волчанский, Великобурлукский, Двуречанский, Изюмский, Красноградский, Нововодолажский, Сахновщинский районы.

Среди учреждений здравоохранения средствами беспрепятственного доступа инвалидов обеспечено более 77% зданий. Наиболее благополучно обстоят дела в Дергачевском районе, где такими приспособлениями обеспечены все 30 лечебных учреждений. Есть проблемы в Волчанском (недоступны 45 объектов из 54) и Шевченковском (недоступны 26 из 32 зданий) районах.

Из общего количества зданий, в которых размещаются учреждения социальной защиты населения, полностью доступны для инвалидов 84%. Среди «передовиков» здесь числятся города Чугуев и Люботин и Балаклейский район.

Еще выше процент доступности в зданиях Пенсионного фонда и центров занятости - 90%.

Поверх барьеров

Впрочем, все вышеперечисленные структуры инвалиды по причине своего физического состояния просто вынуждены регулярно посещать, поэтому их доступности уделяется первоочередное внимание. Но когда речь заходит о возможности получения такими гражданами образования или о посещении культурных мероприятий - ситуация существенно меняется к худшему. Так, среди зданий, в которых расположены образовательные заведения, полностью или частично доступными являются только 35%. Из учреждений культуры - 38%.

45% зданий, в которых размещаются жилищно-коммунальные службы, полностью недоступны для инвалидов. Примерно такой же процент «недоступности» среди банковских отделений. Заведения общепита и вовсе недоступны для людей с ограниченными возможностями на 75%! Это значит, что решившись выбраться в город, человек на коляске даже не сможет перекусить в нормальных условиях.

Полностью обустроены для доступа инвалидов 6 из 30 зданий судов и 3 из 25 - прокуратур.

Что касается пешеходных переходов, оборудованных звуковыми сигналами для удобства передвижения слабовидящих или незрячих людей, то таких в Харьковской области аж 68.

Туалеты, оборудованные специальными кабинками для людей на колясках, имеются на 8 вокзалах (Харьков-Пассажирский, Лосево, Харьков-Левада, Основа, Красноград, Казачья Лопань, Лозовая, Люботин). На Южной железной дороге есть также два специализированных вагона для перевозки пассажиров-инвалидов, которые включаются в состав поездов по заказу инвалидов. Всеми необходимыми приспособлениями для людей с ограниченными возможностями оборудован Харьковский аэропорт.

На маршрутах по г. Харькову работают 19 автобусов с низким полом, которые максимально приспособлены для перевозки пассажиров на колясках. До 2012 года планируется приобрести еще 300 таких автобусов.

Хочется надеяться, что эти планы осуществятся. Но если уж подходить к проблеме по-настоящему, то ответственным за ее решение чиновникам не мешало бы на время одолжить у инвалидов-колясочников их средства передвижения и, оседлав их, попытаться проделать путь от квартир своих подопечных к ближайшим (и отдаленным) супермаркетам, кинотеатрам, поликлиникам, вузам и т. д., по пути отмечая все преодолимые и непреодолимые препятствия. И еще - не забывать о том, что срок 10-15 лет, в течение которых общество начало замечать потребности инвалидов, может внушать оптимизм только здоровому человеку - для людей с ограниченными возможностями это очень долгое время вынужденной изоляции, когда жизнь окружающего мира находится «вне зоны досягаемости».

Татьяна Буряковская

Источник: timeua.info