Архив:

Причины ограниченности доступа к обучению детей с особыми потребностями

Из доклада UNICEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»

У российских детей с ограниченными возможностями имеется несколько основных препятствий на пути получения полноценного образования: физические препятствия, отсутствие информации и специальных знаний, присвоение «ярлыка необучаемости».

Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют егоуверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества...

(Конвенция о правах ребенка, статья 23(1))

В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь... имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования... таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности...

(Конвенция о правах ребенка, статья 23(3))

Физические препятствия

Доступ лиц с физическими формами инвалидности к различным услугам затрудняется недостатком средств передвижения и плохой оснащенностью улиц и зданий. Это относится и к школам, в которых часто отсутствуют пандусы, лифты и другие средства физического доступа.

В ходе опроса семей детей с ограниченными возможностями в Самаре (Опрос проводился НПО «Десница» в Самаре в рамках проекта «Я люблю тебя, школа», который был реализован при финансовой поддержке Института Открытое общество (Фонд Сороса), SOOIK, Десница, 2003, http://www.civnet.samara.ru) основными проблемами были названы физическая недоступность школ и отсутствие необходимой инфраструктуры.

Отсутствие информации и специальных знаний

Еще одним препятствием является отсутствие у учителей и школьной администрации знаний и навыков оборудования классных помещений с учетом потребностей инвалидов.

Большинство педагогов и руководителей средних и высших учебных заведений практически не имеют представления о проблемах инвалидности и не готовы иметь учащегося с ограниченными возможностями в числе своих учеников. Более того, они не располагают методическими приемами, позволяющими детям с различными проблемами обучения получать образование в рамках обычной школы.

Общественность и родители здоровых детей также не обладают знаниями и информацией по проблемам инвалидности. Часто родители ошибочно считают, что присутствие в классе ребенка с ограниченными возможностями отрицательно скажется на качестве образования их детей. Непонимание родителями здоровых детей потенциальных преимуществ инклюзивного образования и присутствия детей с ограниченными возможностями в обычной школе нашло яркое отражение в результатах самарского опроса: несмотря на то, что 83 процента семей детей с ограниченными возможностями и 75 процентов семей здоровых детей высказали положительное отношение кидее интеграции детей с ограниченными возможностями в систему общего образования, около 87 процентов семей здоровыхдетей заявили, что общеобразовательные школы не готовы к такому шагу (Проект "Я люблю тебя, школа!", при финансовой поддержке Института открытого общества (Фонд Сороса). SOOIK. Десница, 2003, http://www.civnet.samara.ru).

Кроме того, родители детей с ограниченными возможностями нередко недостаточно информированы о том, как защитить права своих детей на равенство в образовании. Эти родители часто не желают бросать вызов органам власти и подвергать угрозе предоставляемую их детям ограниченную поддержку в области образования.

Присвоение «ярлыка необучаемости»

Еще одним препятствием является навешивание на детей, в особенности с пороками развития, ярлыка «необучаемых». Подобные заключения небезупречны с этической точки зрения и блокируют доступ детей к какому-либо образованию и получению поддержки в обучении, тем самым ограничивая в значительной степени их перспективы в будущем.

Заключительные замечания Комитета по правам ребенка, 2005

Пункт 50: Комитет рекомендует государству-участнику принять все необходимые меры в целях:

a) решения проблемы дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями;

b) предоставления равного доступа к обслуживанию детям с ограниченными возможностями с учетом Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция 48/96 Генеральной Ассамблеи);

c) пересмотра вопроса о направлении детей с ограниченными возможностями в школы Hинтернаты и применения этой меры лишь в том случае, если это соответствует наилучшим интересам ребенка;

d) предоставления детям с ограниченными возможностями равных возможностей в области образования, в том числе посредством отказа от практики применения "восстановительных" и "специальных школ" за счет оказания необходимой поддержки и принятия мер, предусматривающих подготовку преподавателей по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями в обычных школах.

Источник: официальный веб-сайт UNICEF

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ