Архив:

Проза жизни

Республика Казахстан, г. Актобе. Случай с Айгуль чиновники называют прецедентом. Девушка, которая может передвигаться только на коляске, во что бы то ни стало решила получить профессию. Правда, ничего, кроме обучения на швею, ей предложить не смогли. Но Айгуль рада и этому. Даже несмотря на то, что пользоваться девушке с парализованными ногами приходится швейной машинкой с ножным приводом.

Сама Айгуль никогда не думала стать швеёй, а с детства мечтала стать учителем начальных классов. Но когда её родители подали документы дочки в колледж, им ясно дали понять, что инвалиду 1 группы в их учебном заведении делать нечего. Назывались обыденные причины: кабинетная система, отсутствие пандусов и другие «мелочи», которые могут усложнить жизнь человеку с ограниченными возможностями. До экзаменов дело даже не дошло. Потом были другие учебные заведения, но везде слышать приходилось одно и то же: ваша дочь не сможет посещать занятия. И вот когда Айгуль уже отчаялась получить достойную профессию, удача ей всё-таки улыбнулась. В образе Фортуны сначала предстали чиновники из Мугалжарского собеса, куда родители девушки написали письмо. Затем к поиску подходящего для Айгуль варианта подключились сотрудники областного управления координации и соцпрограмм.


Ей могли просто отказать. Сказать, что это невозможно и назвать кучу причин, почему это невозможно. Но девушке решили помочь. А когда есть желание, то все проблемы решаются. Даже такие, как отсутствие жилья на время обучения, крутые ступеньки училища и отсутствие пандусов на этажах здания.

Правда, выбор для Айгуль оказался небольшим, вернее, выбора не было совсем. Единственным приемлемым вариантом для девушки, которая не может самостоятельно двигаться, оказалось освоить профессию швеи, пройдя пятимесячные курсы. Вблизи дома обучаться этому ремеслу возможности не оказалось. Поэтому пришлось ехать в город.

– С профессионально-техническим лицеем №3 была принципиальная договорённость, но там сказали: приезжайте и посмотрите, сможет ли она подниматься по таким ступенькам. Наши работники выехали и посмотрели. Они пришли к выводу, что если кто-то поможет, то в принципе это возможно. В общем, с училищем решили. Осталось решить вопрос с жильём. Квартир сдаётся много, но как только хозяева узнавали, что девушка – инвалид, тут же отказывали. Тогда родители Айгуль попросили помощь у нас. Мы, в свою очередь, обратились к руководству университета Баишева, и там пошли навстречу, выделив комнату в общежитии. Само обучение оплачивается из бюджета. Кроме этого, районный уполномоченный орган оказал помощь в размере 45 тысяч тенге. Такого, чтобы через органы занятости на обучение попала инвалид 1 группы в Актюбинской области, не было, – говорит начальник отдела координации занятости, содействия трудоустройству и мониторинга управления координации и социальных программ по Актюбинской области Ирина Подлесная.

Вместе с Айгуль в Актобе приехала её мама-пенсионерка. Каждый день, чтобы добраться до училища, они проделывают непростой путь. Ехать с ближайшей остановки они не могут, так как там не останавливается 15-й маршрут – единственный, по которому ездят большие автобусы, на которые можно въехать с коляской. Поэтому приходится ездить с остановки, до которой от общежития приличное расстояние. А там уже не без помощи добрых людей коляску заносят в автобус.

В самом училище тоже не всё складывается гладко, хотя девушка отмечает, что ей повезло и с преподавателями, и с сокурсниками, которые во всём стараются помочь. Поначалу занятия проходили на первом этаже, но теперь в связи с ремонтом обучение перенесли на второй этаж, на который взобраться на коляске – непростая задача. Благо помогают ребята из колледжа. Есть и другие сложности. Например, швейные машинки, на которых идёт обучение, с ножным приводом. Нажимать на педали для Айгуль, у которой неподвижны ноги, составляет немалый труд. Поэтому, естественно, что шитьё у неё идёт медленнее, чем у других. Но это не мешает делать ей первые успехи. Например, она успешно справилась с первым заданием: сшила брючный костюм.

Причём, чем больше Айгуль узнаёт о портновском деле, тем больше ей нравится это занятие. Сейчас она нисколько не жалеет, что занимается именно этим. Тем более что никто из её близких родственников (а Айгуль живёт в большой многодетной семье) не владеет этим искусством. Она не исключает, что со временем сможет шить на заказ и этим зарабатывать себе на жизнь. Тем более что девушка уже сейчас готова к тому, что найти постоянную работу для неё будет задачей не из простых.

В свободное от учёбы время Айгуль пишет стихи. Это её с детства любимое занятие. Именно в поэзии девушка, наверное, находит то, что ей не хватает в жизни: движение и свободу.
«Думаю я о жизни, думаю. Почему судьба так сложна?
Скажи мне, о боже, скажи, когда же сбудется моя мечта?
Не так я живу, как мечтала, болеет душа и плачет.
Молюсь я богу каждый день,
Но придёт ли и в мой дом счастье и радость?» – пишет Айгуль.

Как у нас?

С обучением инвалидов в Казахстане дело обстоит скорее плохо, чем хорошо. В основном получить профессию получается у инвалидов третьей группы. Так в Актюбинской области в местных колледжах обучается 61 инвалид, в ПТШ – 16 человек с ограниченными возможностями. Всего же в области насчитывается более полутора тысяч несовершеннолетних, которые имеют ту или иную группу инвалидности.

Это притом, что когда идёт утверждение правил приёма в ПТШ и колледжи, учебные заведения обязуют включать пункт о приёме детей-инвалидов. Из общего числа учащихся и студентов инвалидами должны быть 0,5%. Но это условие в основном выполняется за счёт инвалидов 3 группы. В управлении образования Актюбинской области ситуацию связывают с нежеланием самих инвалидов других групп учиться. Однако, похоже, здесь причина всё-таки в другом. Просто условия обучения неравные для тех, у кого есть здоровье, и для тех, кто волею судьбы лишён его.

А как у них?

В Америке, где образованию инвалидов уделяется большое внимание, при поступлении даже в престижные университеты не нужно указывать, что человек является инвалидом: он сдает экзамены на общих основаниях. И только когда приходит уведомление о том, что принят в университет, он сообщает о своей ситуации со здоровьем и о необходимых в связи с этим приспособлениях для учебы и проживания в университете. В свою очередь, университет для такого студента подготавливает специально оборудованную комнату, иногда дорабатывая ее по потребностям студента. Что касается занятий, то они для группы, где есть человек с инвалидностью, проходят в доступном для него помещении.

При этом съезды и пандусы здесь на каждом шагу. Автобусы, оборудованные подъемниками для инвалидов, тоже далеко не редкость. Так же существуют специальные знаки «Инвалид на коляске», обозначая места для парковок автомобилей инвалидов.

Алиса Маринец

Газета "Мегаполис"