Архив:

Дефицитом инсулина - по областной программе

Почему частные вопросы в Серпухове вынуждено решать руководство города. «Терновым венцом» страданий Лидии Земляной стал сердечный приступ. Он настиг пожилую женщину, больную диабетом, инвалида 2-й группы, 17 декабря прямо в редакции «Оки-инфо». На её глазах сверкали слёзы бессилия и отчаяния

Беда к ней и другим диабетикам пришла в тот самый момент, когда в Серпухове к концу года вдруг как то скоропостижно пропал инсулин. Тогда-то она и поняла, что стоит в ряду людей отверженных. Их не понимают и не помогают им до тех пор, пока они не доберутся до кого-нибудь из «верхов». Но, оказывается, и это ещё не является гарантией того, что их чаяния сбудутся.

В редакцию нашей газеты Лидия Васильевна пришла уже после того, как побывала у главного эндокринолога города Виктора Шапиро и в Управлении здравоохранения администрации города. Поэтому телефонный звонок в городское управление должен был разъяснить ситуацию с неожиданно возникшим дефицитом инсулина. На наш сигнал откликнулась заместитель начальника управления Татьяна Маркун. Оказалось, что положение диабетиков в Серпухове, с одной стороны, не так уж и страшно, однако, с другой стороны, оно вызывает тревогу.

Татьяна Андреевна с проблемой знакома не понаслышке и хорошо разбирается в нюансах. Она рассказала, что случившееся с Лидией Земляной - не редкость. С подобными просьбами, по её словам, больные обращаются постоянно, однако чиновники с этим ничего поделать не могут. Самое удивительное в её рассказе заключается в том, что инсулин в городе вовсе не исчез! Лекарство это есть, но всё дело в том, что оно несколько иное. И если до возникновения кризисной ситуации многие диабетики кололи себе инсулин с помощью специальных и чрезвычайно удобных шприцев-ручек, то теперь им надо перейти на то, чтобы вводить себе лекарство посредством обычных шприцев. А вот для этого, по мнению заместителя начальника управления, надо пройти через сложнейшую процедуру «корректировки схемы лечения» и выполнить следующие действия. Необходимо попасть на приём к врачу, заявить, что кончился инсулин в «ручках», согласиться лечь в больницу - в связи с переходом на другой инсулин, дождаться, пока в стационаре будет выработана индивидуальная «схема», а потом - регулярно получать лекарство и продолжать лечение. К сожалению, только такой путь диабетикам ныне и предлагается. И любому человеку, не знакомому с проблемами инсулинозависимых, покажется, что всё просто: не капризничать, перетерпеть некоторые неудобства, а потом - хоть уколись бездефицитным инсулином! Однако...

- Да я же согласилась на другой инсулин! - говорит Лидия Васильевна. - Но он у меня не пошёл. У меня началась рвота. Мне неделю так было плохо, что я просто лежала. И я сказала Виктору Григорьевичу Шапиро, что не могу принимать этот инсулин, а он говорит: «Легко вы привыкли к более дорогому». Но ведь во всех странах диабетики получают инсулин бесплатно! А у меня был некроз, паралич поджелудочной железы. Мне обязательно нужны ферменты и инсулин...

И здесь пора, наконец, всё же вспомнить, что такое диабет на самом деле. Это - страшная и коварная болезнь. Люди, страдающие им, часто становятся инвалидами. Осложнения, вызванные диабетом, у 20% больных приводят к ампутации нижних конечностей. У них в 12 15 раз чаще поражаются почки, а слепота наступает в 10 раз чаще, чем среди населения в целом. Смертность среди больных сахарным диабетом от болезней сердца и инсультов в 5-6 раз выше, чем среди всего населения.

Не случайно в Подмосковье принят закон о целевой программе «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на период 2008-2011 годов». Её первый раздел и посвящён больным диабетом. На его реализацию каждый год выделяется более 130 миллионов рублей. Отдельными строками предусмотрены расходы не только на закупку инсулинов, но и на ведение государственного регистра больных диабетом.

И это важно.

По заявлению эндокринолога поликлиники №3 Нины Ивановой, которое она сделала в ноябре на пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню борьбы с сахарным диабетом, в Серпухове на учёте состоят 693 диабетика. Она также отметила, что в нашем городе ежегодно становится на 50 70 диабетиков больше. Другими словами, управлению здравоохранения должно быть известно и число больных, и те виды инсулинов, которые они применяют при лечении, и то, какое количество лекарств должно быть закуплено. Это значит, что определённых препаратов в Серпухове должно было быть в достатке вплоть до февраля, и дефицит возникнуть не мог. Но как же объясняют ответственные лица этот внезапно наступивший кризис?

Татьяна Маркун связывает это с тем, что недостатки в снабжении вызваны порядком заключения контрактов правительством Московской области на поставки различных инсулинов. Она утверждает, что контракт о закупке необходимых лекарств на следующий год будет заключаться только в январе. Поэтому вполне возможно, что только с февраля диабетики смогут получать тот инсулин, который помогает им вести нормальный образ жизни. Однако это не совсем так.

Ещё в июле этого года в Московской области стали отмечаться перебои с инсулином определённых марок, а в августе разразился такой скандал, что региональное министерство здравоохранения вынуждено было сделать специальное заявление. В нём отмечалось, что инсулин в области есть в достаточном количестве, а все проблемы с его поставками в аптеки связаны с недоработкой чиновников на местах. Заместитель министра Галина Шишкарёва сказала: «Это предусмотрено законодательством и фиксируется в амбулаторной карте: доктор должен спланировать, что увеличивается потребность инсулина, и подать заявку в Управление здравоохранения».

Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что дефицит создаётся искусственно, а цель этих действий - гарантированное увеличение прибыли аптечной сети. Ведь многие больные диабетом - люди инсулинозависимые, они не могут обойтись без привычного для них бесплатного лекарства и готовы его покупать, лишь бы не переходить на другие инсулины и менять свой образ жизни. Так ли это и кто виноват? В этом необходимо разобраться новым городским «верхам». Если, конечно, они искренне хотят, чтобы цели областной программы в Серпухове были достигнуты. А они заключаются в том, чтобы снизить процент смертности и инвалидизации среди диабетиков.

Пока Лидия Земляная получила одну упаковку своего лекарства. Помог ей лично вице-мэр Адушев. Но инсулина этого ей хватит только до 31 декабря.

- Вот мне из Большевика привезли коробочку, а дальше? - сетует Лидия Васильевна. - Опять идти к Адушеву рыдать? Сказали, что потом, может быть, в Чехове мне инсулин достанут. Ну почему в Серпуховском районе он есть, в Чехове есть, а у нас нет?..

На этот вопрос и предстоит ответить властям города. Ведь если помогать одной больной женщине вынужден лично зам. Главы города, то значит, вся система управления большим городским хозяйством находится в ступоре. Вопрос о проблеме поставок инсулина как раз и стал тем самым частным вопросом, который является показателем общего состояния дел в Серпухове. И с кондачка его не решишь.

Николай Кузнецов

Источник: oka-info.ru