Архив:

Инклюзивное образование: первые шаги

Не так давно будущее большинства людей, родившихся не такими, как все, было предсказуемо: детдом или интернат, если от них отказались родители. Или жизнь дома, в четырех стенах. Мама любит свое чадо любым: больным, здоровым, с увечьем и умственной отсталостью, но с этой любовью соседствуют стыд оттого, что ребенок отличается от сверстников, страх, что его обидят, не поймут, не примут. Но оберегать его от всего мира неправильно и недальновидно.

Получается, детей, растущих в изоляции от общества, к социальной смерти - лишению шанса войти в жизнь на равных с остальными - приговаривают самые близкие и родные люди. Хорошо, что в последние несколько лет благодаря усилиям самих украинцев все больше родителей принимают иное решение: сделать все, чтобы ребенок рос среди ровесников и учился в меру своих возможностей.

На равных

Нужно сказать, что задолго до появления в Крыму первой экспериментальной школы (№3 в Симферополе), где внедряется инклюзивное обучение, то есть совместное для обычных детей и тех, кто имеет физические или психические особенности, в классах появлялись дети-инвалиды. Но в каждом случае только благодаря настойчивости родителей и человечности директора и учителей. Сегодня отказать особенным детям в обучении в обычной школе никто не имеет права. Но их мамы и папы не всегда и не везде находят понимание - как у других родителей, растящих здоровых детей, так и у педагогов. Руководитель региональной рабочей группы «Гражданское общество» Кира Пальваль считает, что в школах и детсадах должны работать программы, которые могли бы познакомить людей с правами инвалидов и возможностями их обучения в детских учреждениях. Но так сложилось, что большинство здоровых людей не очень-то вникают в эти проблемы. Нет, они не против того, чтобы дети-инвалиды учились, но ведь есть немало специальных школ, интернатов, пусть, мол, там и находятся. Заместитель начальника отдела социальной защиты детства и воспитательной работы Министерства образования и науки АРК Сергей Трифонов столкнулся с такой позицией, объездив почти все районы полуострова и предложив родителям заполнить анкеты об отношении к совместному обучению обычных детей и особенных. Еще весной Минобразования АРК разослало приказ всем городским и районным отделам образования: создать как минимум по одному базовому учебному заведению с инклюзивным обучением. Где-то закипела работа, где-то на приказ не отреагировали. Тем не менее перечень этих заведений уже есть. Разработаны методические рекомендации по обучению детей с особыми потребностями и разосланы в каждую школу и детсад Крыма. И никто не имеет права родителей, пытающихся отдать такого ребенка в школу, заворачивать с порога под тем предлогом, что «не знают», как его учить.

Обычные или специальные?

Сейчас в Украине действует совместный украино-канадский проект по инклюзивному обучению детей с особыми потребностями, который поддерживает государство. Тем не менее есть в продвижении инклюзивного обучения и видимые рифы, и подводные камни. Например, в обычных школах и детсадах не предусмотрены ставки ассистентов-помощников, которые введены в экспериментальных инклюзивных классах. Нет, оказывается, места дефектологам - а этих специалистов выпускает Крымский инженерно-педагогический университет, а также реабилитологам. С другой стороны, говорит национальный координатор «Гражданского общества» Николай Сварник, если ждать, пока появится вся база, необходимая для того, чтобы в школах и детсадах учились особенные дети, пройдут годы. На самом деле и эти вопросы можно решить на уровне местных советов. Так, например, сделали в Львове, когда в каждом из 5 районов города появилась базовая школа с инклюзивными классами, - нашли возможность в каждой ввести ставку социального педагога и одного реабилитолога на всех. Этот странствующий по всем учебным заведениям специалист прекрасно успевает поработать с каждым из школьников. В Крыму сейчас из 649 школ социальные педагоги есть только в 270.

Инклюзия не означает, что в обозримом будущем исчезнут специальные учебные заведения. Но родители, планируя будущее ребенка, должны иметь выбор: обучать его дома, в интернате или обычной школе. Общественные организации некоторых крымских городов уже поднимают вопрос о появлении в своем городе сурдолога, чтобы глухие и слабослышащие дети могли учиться дома, чтобы не отрывать их от семьи, не отправлять в Симферополь или Феодосию, где есть специальные интернаты. Но реальность такова, что ни этих редких специалистов, ни лишней ставки для них не находится. Так что либо интернат - либо неполноценное образование без знания языка жестов, тогда ребенок даже в своем микромире глухих будет изолирован.

Сергей Трифонов сообщил, что еще сложнее ситуация с незрячими и слабовидящими детьми, всего их в Крыму около 8 тысяч, причем 1 тыс. нуждается в специальном обучении. А получить его могут лишь слабовидящие, причем только симферопольцы. «Министерство образования автономии уже предлагало передать его из городского подчинения в республиканское, открыть при нем интернат, и тогда здесь могли бы учиться дети со всего полуострова, - сообщил он. - Кроме того, можно было бы создать и условия для обучения незрячих школьников, которых родители сегодня вынуждены отправлять в специнтернаты далеко за пределы Крыма. Но бывший мэр Симферополя был против этого. Возможно, нынешний городской голова будет не так категоричен».

К барьеру!

В одной бахчисарайской семье произошло важное событие: здесь появился приемный ребенок. Процесс притирки и привыкания шел не гладко, а между тем девочке нужно было учиться. Легкая умственная отсталость ребенка вовсе не препятствие для того, чтобы он посещал школу и по мере сил осваивал программу либо учителя посещали его на дому. Но в отделе образования проявили твердость: только интернат. А каково будет ребенку, если оторвать его от людей, к которым он только начал привыкать, и вернуть в казенный дом? Там же, в Бахчисарае, был случай, когда ребенок-инвалид должен был пройти лечение в санаторной школе, получил путевку из Минобразования, прибыл на место. А директору заведения «не понравился» диагноз школьника, и она пошла на принцип: не возьму его, и все. Такой же случай был и в Евпатории. В Судаке, как сообщил председатель крымского объединения потребителей психиатрической помощи Андрей Федосов, директор школы негативно отнесся к просьбе родителей принять на обучение ребенка с синдромом Дауна и даже пообещал, если те будут настаивать, обратиться с жалобой в прокуратуру.

Евпаторийцы не первый год жалуются на специализированный детсад, где отношение к детям с умственной отсталостью очень огорчает родителей. Для сравнения: в инклюзивной группе обычного детсада того же города дети чувствуют себя гораздо лучше и комфортнее.

Подобное отношение, говорит Сергей Трифонов, непозволительно, к таким руководителям меры будут приниматься незамедлительно. Родители и представители общественных организаций, столкнувшиеся с дискриминацией детей с особыми потребностями в сфере образования, могут сообщить об этом в Министерство образования и науки АРК по телефону (0652) 29-73-00.

Это все барьер, который здоровые люди возвели между собой и гражданами - маленькими и большими, возможности которых ограничены. А между тем каждый из нас в любой момент может оказаться по другую сторону этого барьера.

Наталья Дремова

Источник: 1k.com.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ