Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Сказка наоборот

Как научиться слышать друг друга

Стулья расставлены в круг, пятнадцать дам спорят, шутят и изливают душу, как не смогли бы, наверное, даже с лучшей подругой. На самом деле в Комплексном центре социального обслуживания «Мещанский» проходит один из еженедельных тренингов службы персональных помощников, организованной Благотворительным фондом социальной поддержки граждан «Соинтеграция» при поддержке Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Захотеть и поверить

Тема этого занятия с первого взгляда довольно пространна - межличностные отношения, но для персональных помощников она одна из самых важных.

Ведь приходят они к людям, оказавшимся в беде, к тем, кто по горло увяз в проблемах и не может из них выбраться. Исходная - инвалидность. Пилотный проект службы персональных помощников был запущен в начале лета в двух округах столицы: ЦАО и СВАО.

Пятнадцать персональных помощников помогают 38 людям с ограниченными физическими возможностями.

Из многочисленных заявок инвалидов на участие в программе были отобраны самые нуждающиеся: семьи с детьми-инвалидами, одинокие больные, лежачие - те, кому не под силу справиться самим с бедами, проблемами, увидеть даже лежащие на поверхности пути их решения.

На самом деле в городе принято множество законов, программ помощи инвалидам, но далеко не все о них знают и пользуются ими. Большинство инвалидов постоянно живут в стрессовом состоянии, превозмогая боль, неудобства, предвзятое отношение окружающих, - дай бог с ежедневными, текущими делами справиться, здесь не до отслеживания новостей, а тем более нет сил и возможностей бегать по всевозможным ведомствам и организациям, чтобы получить все положенное.

Вот и получается, что может инвалид поехать в санаторий, но надо как минимум подать заявку. А этого многие не делают, мол, все равно ничего не получится, а суеты много. Можно получить инвалидную коляску для дома или подъемник, но не все об этом знают, а тем более непонятно, к кому идти, чтобы получить такую технику.

Всем этим людям можно и нужно помочь, но сначала надо, чтобы они захотели принять помощь, поверили в ее реальность и доверились персональным помощникам. Ведь суть работы персональных помощников в том, чтобы определить наиболее важные проблемы, найти пути их решения и помочь их реализовать. Персональный помощник - это социальный менеджер, социальный координатор или, как еще их называют, интеграционный консультант. Они приходят домой к инвалидам и помогают в решении различных жизненных проблем - от психологических, юридических до экономических и устройства на работу.

Помогают, направляют, а в случае необходимости принимают действенное участие в их решении. Но главное - настроить самого подопечного или его семью на позитив, на действия и научить, как можно решать те или иные проблемы. Вот здесь и пригодятся знания психологии, конфликтологии, полученные на тренингах.

Такая важная игра

Самих персональных помощников отбирали тщательно из множества претендентов. Большинство соискателей пришли из смежных профессий - социальные работники, сотрудники ЦСО, педагоги, учителя, но далеко не все остались, не все влились в первый коллектив персональных помощников. Уходили по разным причинам, но большинство понимали - «не мое». Тяжелая, требующая отдачи душевных сил, умения работать с очень разными и часто чрезвычайно измотанными судьбой людьми, эта профессия не каждому под силу.

Осталось 15 самых стойких, именно они сейчас и проговаривали все наболевшие проблемы с педагогом-психологом Мариной Солдатенковой. В перерывах между обсуждением играли, вернее - проигрывали реальные ситуации, а еще сочиняли сказку. Но сказку не обычную, а сказку наоборот. Каждому из 14 надо было сказать по одному простому предложению, но чтобы вместе у всех получилась сказка, при этом начинали с конца. Первый сочинитель сказки произнес коронную фразу-окончание: «И жили они долго и счастливо». Все последующие на свой лад пытались продолжить сказочное повествование, поминая кто Змея Горыныча, кто Ивана-царевича или Прекрасную Принцессу. Бывшие преподаватели и соцработники старались вовсю, но... настоящей сказки так и не получилось. А все потому, что каждый, думая о своем, не слушал или не слышал предыдущих сказочников, и при этом многих одолевали горячее желание подсказать продолжение, досада, что сосед не смог подхватить его мысль.

Вроде бы это только игра - сочинение сказки, но ведь и в обычной жизни так. Мы очень плохо слушаем и слышим друг друга, нервничаем и раздражаемся, когда другой делает не так, как нам хочется, как мы задумали.

Мы идем еще дальше, делаем за своих детей, немощных близких все то, что и они бы смогли, но нам это проще, а потом, мы лучше информированы и, конечно, быстрее сделаем. В общем, мы лучше знаем, как и что делать, даже если нас никто об этом не спрашивает и не просит. С удивлением и горечью большинство персональных помощников признали, что частенько грешили этим не на работе, так в семье.

И вот очередной урок тренинга: не делай того, о чем тебя не просят, навязыванием своей помощи мы ограничиваем свободу других, лишаем их возможности жить своей жизнью. Даже если человек немощен, он в состоянии сам принять решение, а дело персонального помощника дать ему объективную информацию и помочь, конечно, если инвалид об этом попросит.

Вот такая жизненная и поучительная сказка наоборот получилась.

Маленькие, но победы

Тренинг продолжил работу, было разыграно еще много жизненных ситуаций: например, как лучше помогать людям, не воспитывая в них потребительство, можно ли отдавать всю душу работе и не выгорать на ней, как завоевать доверие подопечных и каким образом лучше договариваться с чиновниками. Множество острых вопросов, а за ними человеческие трагедии и судьбы. Хотя персональные помощники работают недавно, уже есть первые, пусть не глобальные, но победы.

Одной семье помогли отправиться с ребенком на санаторное лечение, отчаявшемуся вернули интерес к жизни благодаря регулярным встречам с психологом, третьей семье помогли найти компетентного адвоката. А в квартиру еще одного подопечного - инвалида-колясочника - наконец-то пришли работники РЭУ, чтобы сбить порожки, теперь и до кухни, и до туалета можно будет добраться без проблем.

Для кого-то это покажется небольшим достижением, но эта проблема изрядно отравляла жизнь молодому человеку на коляске, и самому ее было не решить.

Помог персональный помощник, и это уже не сказка, а реальность, которая понемногу, шаг за шагом, делает жизнь инвалидов лучше, проще, удобнее.

Наталья Козырева

Источник: vmdaily.ru