ТОР-10 медицинских открытий 2008 года

Наука не стоит на месте. Новые открытия дают надежду на победу над многими заболеваниями. Казавшееся недавно поводом для прерывания беременности открытие тестов для внутриутробной диагностики синдрома Дауна в свете новых исследований могут быть использованы для лечения синдрома Дауна. Появились обнадеживающие результаты в лечении БАС, рассеянного склероза, ДЦП. Спинальник или человек с болезнью Альцгеймера, конечно же, надеются на возможность излечения своих болезней. Давайте посмотрим, что нового нам дала наука в 2008 году.

1. Первые нейроны для пациентов с ALS-синдромом

Новоизбранный президент Обама обещал снять запрет на финансирование федеральных исследований по получению эмбриональных стволовых клеток в научно-исследовательских целях. Но для некоторых ученых, это обещание стало практически неактуальным. Исследователи Гарвардского и Колумбийского университетов сообщили в июле о проведении эксперимента, в котором стволовые клетки были получены из клеток кожи, а затем из них выращены моторные нейроны. Клетки были взяты у двух пожилых женщин с болезнью Lou Gehrig's, или ALS-синдромом (Amiotrophic lateral sclerosis, или боковой амиотрофический склероз - БАС). Этот метод, разработанный ученым из Киотского университета Shinya Yamanaka в 2006 году, предусматривает перепрограммирование обычных клеток кожи пациента, которые начинают вести себя как стволовые клетки, а затем производится пересадка их в ткани определенных органов, где они заменяют нефункционирующие клетки. Использование моторных нейронов для пациентов с ALS позволило ученым изучить ход заболевания, в результате чего они выяснили причины отмирания клеток и смогли заменить их нормально функционирующими. После того, как ученые поняли процесс развития ALS, стало возможным и его эффективное лечение.

2. Воспаление, а не холестерин

Половина всех сердечных приступов в США приходится на людей с нормальными уровнями холестерина. Почему? Многие врачи и ученые не знали этого до ноября, когда доктор Paul Ridker из Бостонского Brigham Women's Hospital выяснили, что существует, на первый взгляд, менее очевидный, но фактически ведущий фактор риска развития сердечно-сосудистые заболеваний: воспаление сосудистой стенки, в т.ч. виновник артрита и других аутоиммунных заболеваний. Paul Ridker обратил внимание на проведенное недавно исследование, результаты которого были опубликованы в New England Journal of Medicine, где отмечалось, что когда пациенты с нормальным уровнем холестерина и высоким уровнем СРБ (С-реактивный белок - белковый маркер воспаления в крови) принимали препараты группы статинов, уровень СРБ упал и риск сердечного приступа снизился на 54%. Для сравнения - снижение в крови уровня холестерина, без снятия воспаления снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний лишь на 20%. Врачи говорят, что холестерин и жировые бляшки по-прежнему являются основными причинами сердечно-сосудистых заболеваний, но воспаление имеет не менее важное значение - оно увеличивает нестабильность бляшки, делая более вероятным их разрыв с последующим нарушением коронарного кровотока и развитием сердечного приступа или инфаркта.

3. Хирургия без шрамов

Возможно, это звучит несколько странно, но врачи все чаще экспериментируют с «естественными отверстиями» в хирургии. Новый метод, в котором хирурги используют для доступа существующие отверстия, такие, как полость рта, влагалище и задний проход, вместо того чтобы осуществлять доступ через кожу. Группа специалистов Калифорнийского университета в Сан-Диего провела первую такую операцию по удалению аппендикса в США в марте, используя видеооборудование для контроля проводимой операции через влагалище. Этот метод также помогает в некоторых случаях при операциях на желудке, когда ткани желудка значительно изменены после предыдущих хирургических операций. Этот метод, если уж быть до конца точным, не является абсолютно атравматичным, хирурги делают небольшие разрезы тканей внутри тела. но за счет того, что отсутствуют разрезы кожи, уменьшается возможность инфицирования раны, снижаются болевые ощущения, быстрее происходит заживление и сокращается восстановительный период.

Собственно говоря, подобная операция в Университете Калифорнии в Сан-Диего в этом году не была первой. По сути, первая операция была выполнена в NewYork-Presbyterian Hospital/Columbia в 2007 году, для удаления желчного пузыря. UCSD процедура была первой подобной операцией по удалению аппендикса.

4. Геном для широкого круга потребителей

Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК, вряд ли представлял себе, что геном каждого желающего может быть исследован в обычной коммерческой лаборатории. Крейг Вентер предложил процедуру совместного картографирования генома человека. Теперь Вы тоже можете заказать карту всего свего генома и выявить некоторые из его многочисленных тайн - всего за $399 и небольшой порции слюны. Ученые до сих пор неоднозначно оценивают подобные анализы, поскольку во многих случаях не хватает научных знаний для толкования того, что действительно означает тот или иной вариант гена, однако теперь можно с большой вероятностью предсказать возможность возникновения наследственных заболеваний у потомства. Хотя подобная услуга была доступна и ранее, но стоила она слишком дорого и была доступна только определенной категории людей. Вы предоставляете образец слюны, из которого извлекается ДНК, копируется и исследуется на присутствие 90 известных генетических вариаций. От непереносимости лактозы (хотя, вероятно, проще это узнать, выпив стакан молока, да и обойдется это гораздо дешевле) до рака простаты. Хотя невозможно на 100% предсказать будет ли у Вас рак только потому, что у Вас есть ген, но после того, как наука продвинется вперед, такие генетические тесты будут предсказывать болезнь, предоставляя людям возможность получения лечения, прежде чем они заболеют .

5. Гены, отвечающие за возникновение болезни Альцгеймера

В настоящее время не существует методов лечения, позволяющих со 100% гарантией излечить болезнь Альцгеймера. Но большая надежда возлагается на открытие четырех генов, которые способствуют возникновению наиболее распространенной формы этого заболевания. Гены были обнаружены в результате исследования, в котором участвовали свыше 1300 семей, и, хотя роль этих генов в развитии болезни Альцгеймера до конца неизвестна, исследователи считают, что они могут внести свой вклад в изучение причин гибели нервных клеток. Поскольку болезнь прогрессирует, жировые бляшки и белки волокнистых связок провоцируют разрушение нервных клеток и, в конечном итоге приводят их к гибели. Обнаружение этих генов может пролить свет на то, как сохранить нервные клетки. Еще более интересным является то, что один из генов, производящих протеин для нервных клеток, обладает и другой функцией, которая снижается при болезни Альцгеймера и может быть использована лечения наркомании.

6. Вакцина «Пять в одном»

Все родители знают, насколько их дети не любят уколы. Для них хорошей новостью будет Pentacel - первая вакцина для иммунизации против пяти болезней сразу - дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильного гриппа типа В. Действие вакцины было изучено у более, чем 5000 младенцев, при этом были выявлены лишь незначительные побочные эффекты, в том числе лихорадка, покраснение и припухлость в месте инъекции. Pentacel вводится 4 раза - три раза в возрасте от 2 до 6 месяцев, а затем снова в возрасте от 15 до 18 месяцев. Но она сократит на 30% инъекции у детей ясельного возраста до 18 месяцев. Эти прививки могут помочь получить иммунизацию 77,4% детей в возрасте от 19 до 35 месяцев, а к 2010 году вакцинация с использованием Pentacel достигнет 80%.

7. Новые методы лечения рака молочной железы

Генетические тесты быстро становятся мощным инструментом не только для диагностики рака, но и для его лечения. Все возрастающий пул генетических тестов на рак молочной железы, пополнился SPOT-Light для обнаружения больных генов, чтобы определить, как наилучшим образом рак молочной железы поддается терапии Herceptin, который воздействует на опухоль, подавляю продукцию HER2 белка. Использование SPOT-Light позволяет измерять, сколько HER2 генов присутствуют в опухоли и как они будут реагировать на лечение Herceptin. Лечение рака молочной железы теперь может быть дополнено применением теста OncotypeDx, который может определить риск рецидива рака молочной железы и поможет подобрать препараты для химиотерапии, которые будут наиболее эффективны в отношении конкретной опухоли.

8. Анализ крови на синдром Дауна

Один из лучших способов подтвердить синдромом Дауна до рождения - взятие на анализ околоплодной жидкости путем амниоцентеза - прокола передней брюшной стенки и матки специальной иглой. Процедура эта достаточно опасна как для матери, так и для плода и несет в себе риск преждевременного прерывания беременности. Теперь новый генетический тест сможет определить заболевание при помощи обчного анализа крови матери. Тест предназначен для обнаружения аномально повышенного уровня 21 хромосом в крови матери, который будет указывать вероятность рождения ребенка с этим заболеванием. Этот тест основан на том, что в кровь матери попадает небольшое количество ДНК плода, которые и анализируются при проведении этого теста. Испытание нового теста по-прежнему находится в стадии исследования, но может предвещать новую эру в определении некоторых генетических особенностей.

9. Пластырь против морской болезни в лечении рака

Пластырь Sancuso, содержащий гранисетрон, успешно используется для борьбы с симптомами морской болезни. Кто-то решил применить ту же идею для борьбы с тошнотой у онкологических больных после химиотерапии. В сентябре FDA одобрила использование Sancuso - наклеек, которые непрерывно подают в кровоток определенную дозу гранисетрона, который блокирует серотониновые рецепторы и уменьшает тошноту. Этот препарат уже доступен для больных раком в растворе, таблетках или инъекционной форме, но патч делает доставку проще и удобнее. После того как наклеить Sancuso патч симптомы тошноты и рвоты не появляются в течение примерно пяти дней.

10. Использование стволовых клеток при трансплантации трахеи

При пересадке трахеи Клаудиа Кастильо Лорена Санчес получила не только новую трахею, изготовленную из донорской, но и специальную выстилку, полученную из стволовых клеток пациентки и предотвращающую реакцию отторжения органа. Это первый случай, когда взрослые стволовые клетки, извлеченные из костного мозга пациентки, были использованы в качестве материала для новых тканей или органов для пересадки. Санчес, которая страдала от туберкулеза нуждалась в пересадке трахеи, т.к. резко нарушилась функция одной из ветвей ее трахеи, однако при пересадке донорского органа неизбежна реакция отторжения чужеродной ткани, пациенты всю жизнь вынуждены принимать иммунодепрессанты. Чтобы избежать необходимости принимать иммунодепрессанты, донорский орган испанские врачи защитили «чехлом», полученным из стволовых клеток пациентки. Врачи ожидают, что этот вид трансплантации, который все еще является экспериментальным, в широкую медицинскую практику будет внедрен через несколько лет, пока еще потребуется несколько лет исследований, прежде чем эта технология станет широко использоваться. Но Санчес, например, очень довольна тем, что ей не придется ждать так долго, и мать двоих детей вернется к работе в ближайшее время.

По материалам http://www.time.com/