Архив:

Город ограниченных возможностей

Несмотря на то, что каждый десятый житель Москвы имеет инвалидность, столица все еще плохо приспособлена для нужд людей с ограниченными возможностями; эту тему обсудили во вторник на заседании столичного правительства

В ближайшее время Россия присоединится к международной Конвенции ООН о правах инвалидов, а 2009 г. планируется объявить "Годом равных возможностей". Однако декларативная забота властей об инвалидах, пока мало отразилась на жизни инвалидов. Людей в инвалидных колясках практически не видно на улицах российских городов, в театрах и музеях. Да что говорить обо всей стране, если даже в Москве, бюджет которой существенно превышает бюджеты Парижа и Берлина, приспособлениями для маломобильных граждан оборудованы менее 20% зданий и объектов наземного транспорта.

Именно проблемам столичных инвалидов и было посвящено сегодняшнее заседание правительства Москвы. Как рассказал выступивший на собрании руководитель департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, в столице в настоящее время насчитывается в общей сложности 1,2 миллионов инвалидов - фактически, это каждый десятый горожанин. При этом, по словам докладчика, 240 тысяч из них находятся в трудоспособном возрасте, а 140 тысяч - работают. Большая часть этих людей имеет заболевания, которые позволяют им жить относительно активной жизнью, не прибегая к посторонней помощи. Тяжелыми формами инвалидности, к которым относятся слепота, глухота, а также спинномозговые травмы, в столице страдают 60 тысяч человек. Около 9 тысяч - это инвалиды-колясочники, способные передвигаться по городу только при помощи спецсредств.

В своем выступлении Петросян признал, что вряд ли в следующем году удастся решить все проблемы по приспособлению города к нуждам инвалидов, однако при этом он все же добавил, что "мощный рывок в этом направлении" вполне возможен.

Так, по его словам, в Москве сейчас действует семь социально-реабилитационных центров для инвалидов, при этом в трех из них - в Южном, Юго-Западном округах и Зеленограде - помощь оказывают комплексно. "Нужно, чтобы такие центры, которые ведут каждого инвалида в городе, появились во всех округах Москвы", - сказал Петросян. Кроме того, он отметил, что необходимо активизировать работу по стимулированию работодателей к привлечению инвалидов для работы на предприятиях. "Например, можно было бы компенсировать затраты на реабилитацию или на снижение прибыли от привлечения инвалидов, имеющих сокращенный рабочий день и более низкую, по сравнению с обычными работниками, производительность труда", - предложил докладчик, добавив, что своеобразным примером для работодателей в этом плане можно считать департамент социальной защиты, который привлек к работе в своих рядах около 700 инвалидов.

Петросян также рассказал, что в городе ведется работа по приспособлению общественного транспорта для лиц с ограниченными возможностями. "За два года на 399 маршрутах начали работать около 2 тыс. низкопольных автобусов и троллейбусов", - сообщил он. Кроме того, по словам докладчика, 4,5 тыс. столичных подъездов оборудованы специальными пандусами и подъемниками - однако, по словам Петросяна, это лишь 20% от необходимого.

Текущие результаты работы городских властей по решению проблем инвалидов не удовлетворили мэра Москвы Юрия Лужкова, который пообещал объявить выговор руководителям департаментов, ответственных за реализацию программы адаптации объектов городской инфраструктуры к нуждам инвалидов. "Получите выговоры по линии мэрии с серьезными взысканиями", - заявил он, напомнив, что в 2003 г. в столице были утверждены адреса различных учреждений, которые должны быть приспособлены для нужд лиц с ограниченными физическими возможностями. Однако, по данным мэра, из 219 объектов, закрепленных за департаментом образования, работы выполнены лишь по 99, а в департаменте физкультуры и спорта из 35 объектов сделано только 11. "Я пользуюсь официальными данными, - подчеркнул Лужков. - Я требую проверить эту работу и по городскому хозяйству: как выполняются программы по оборудованию безбарьерных тротуаров".

Отметив, что все необходимые ресурсы выделялись как в прошлые годы, так и в нынешнем году, градоначальник предупредил членов столичного правительства: "Если работа не будет выполнена - будете нести серьезную ответственность". Кроме того, мэр пообещал увольнять чиновников, которые не исполняют установленные в Москве нормативы по приспособленности зданий к нуждам инвалидов. "Буду освобождать от работы тех, кто не исполняет установленные нормативы, причем увольнять в автоматическом режиме", - сказал мэр.

Лужков также подчеркнул, что в "Год равных возможностей" все строительные объекты в Москве должны проходить экспертизу на предмет приспособленности к нуждам инвалидов. Контроль за этой работой мэр возложил на Мосстройнадзор. "Если виноват чиновник - будем отправлять его работать в коммерческие структуры в условиях свободного рынка. Если это инвестор-застройщик, то такой дом не принимать", - заключил глава московского правительства.

Недовольство Лужкова вполне понятно. Взять хотя бы тот же транспорт, который пока еще весьма слабо приспособлен к нуждам людей с ограниченными возможностями. Специальных низкопольных автобусов пока не так уж и много, а через стандартный валидатор не то, что колясочник не переберется - старушка с палочкой и то с трудом пройдет. Правда, ГУП "Мосгортранс" обещает, что к концу 2009 г. низкопольными будут уже 40% автобусов. Новая техника оборудована двумя местами для инвалидов-колясочников, а также рельефными стикерами для слабовидящих и специальными информационными табло для глухих. Кроме того, в ближайшие три года все остановки в Москве будут заменены на остановочные павильоны, приспособленные для инвалидов (подобные сооружения уже есть в Бутово и на улице Профсоюзная).

А вот воспользоваться услугами столичной подземки инвалиды, по всей видимости, смогут еще нескоро. Специальными приспособлениями и пандусами для колясочников оборудованы только две станции метрополитена - "Строгино" и "Славянский бульвар". Лифт для спуска инвалидов под землю установлен на станции "Алтуфьево", но толку от него мало. Возможно, до места назначения инвалид худо-бедно доберется, но выбраться на поверхность без посторонней помощи не сможет. К тому же эскалаторы есть далеко не на всех станциях и переходах.

Однако руководство метрополитена обещает постепенно исправить ситуацию. Так, к концу 2009 г. лифты установят на 8 станциях строящейся Солнцевской линии. Что же касается старых линий, то для их переоборудования под нужды колясочников нужны типовые проекты Москомархитектуры. Несколько проще облегчить жизнь в подземке инвалидам по зрению. Для них планируется ввести систему звукового оповещения о графике движения поездов, а также видоизменить ограничительные полосу, сделав ее более выпуклой.

Сами инвалиды говорят, что не всегда забота о них приводит к желаемым результатам. Например, на некоторые пандусы невозможно заехать без посторонней помощи, а, значит, теряется сам смысл установки подобных приспособлений. То же самое касается и низкопольных автобусов. Они хороши для пожилых людей и молодых мам, но колясочники без специальных подъемов (аппарелей), которыми должны быть оборудованы остановочные павильоны, пользоваться ими не могут. Кроме того, недавно Всероссийские общества инвалидов и слепых (ВОИ и ВОС) выдали отрицательное заключение на проект по замене обычных пешеходных зебр на экспериментальные. На Ленинском проспекте за 0,5 м до начала проезжей части чиновники установили тактильные направляющие - пупырышки, которые чувствуются даже через толстую подошву обуви, а крутой бордюр у кромки тротуара заменили на шершавый спуск. В горадминистрации считали, что все эти приспособления значительно облегчили жизнь инвалидам и готовились распространить опыт во всех округах Москвы, однако эксперты пришли к выводу, что первый блин, по традиции, вышел комом: "пупырышки" оказались слишком высокими, а спуск, заменивший бордюр, вышел крутоват, поэтому люди на костылях, незрячие и колясочники постоянно спотыкались.

"Чтобы реально помочь инвалидам, чиновники сами должны пересесть в коляски и надеть на глаза темные повязки. Но влезать в нашу шкуру, пусть даже ради чистоты эксперимента, пока никто не хочет", - заявил Interfax.ru инвалид-колясочник Игорь Анохин. По его словам, он несколько лет добивался установки в своем подъезде пандуса и даже заручился поддержкой управы. Однако созданное в доме ТСЖ объявило инвалиду, что большинство жильцов не хочет засорять подъезд дополнительными конструкциями.

Источник: http://www.interfax.ru/

Фото: Reuters

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ