Архив:

Любовь с безграничными возможностями

Увидев на календаре Международный день инвалида, отмечаемый во всем мире 3 декабря, многие жители России, может быть, хотя бы на несколько секунд вспомнят о проблемах тех, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями. А 61-летняя колясочница из Курска Любовь Юзефович каждый день пытается сделать что-то для решения этих проблем. Курянка даже готова дойти до Европейского суда по правам человека в Страсбурге, чтобы добиться защиты своих прав.

И не только потому, что сама - колясочница с 27-летним стажем. Но и потому, что не может оставаться равнодушной к трудностям людей, которым, по ее мнению, полноценно жить в нашей стране пока практически невозможно.

А еще потому, что Любовь Юзефович очень любит жизнь. И в молодости, когда бегала на танцы с палочкой в руках, ничуть не стесняясь того тела, которое ей дала природа.

"Я очень любила танцевать. И вокруг меня всегда было много мальчишек. Попробовал бы меня кто-то назвать инвалидом - они бы с ним быстро разобрались!", - заразительно смеется Любовь Валентиновна.

После замужества, когда врачи запретили иметь детей и предупредили, что после родов она окончательно потеряет способность ходить, Любовь Юзефович тоже сделала выбор в пользу новой жизни. И на свет появилась дочка Юля.

"Ноги у меня действительно отказали, хотя я долго не верила в это. Ночами в роддоме, когда все спали, пыталась встать и пойти. Но Бог распорядился по-другому. Первые несколько лет после рождения Юли я еще как-то передвигалась на четвереньках. Потом - только в инвалидной коляске. Тем не менее, я никогда не пожалела, что родила Юлю. Что бы я сейчас без нее и без внука делала?", - рассказывает Любовь Валентиновна.

В молодости Любови Юзефович и ее мужу, который стал инвалидом в 13 лет, попав под поезд, никогда не приходило в голову жаловаться на жизнь. Они не считали себя ущербными и трудились, не покладая рук, чтобы обеспечить достойное будущее для себя и дочери.

"Мы не боялись никакой работы. Я неплохо зарабатывала на дому, муж был хорошим бухгалтером, которого ценили на производстве. В результате мы никогда ни у кого ничего не просили и никогда ни в чем не нуждались. И на эту квартиру, в которую переехали, тоже добавили существенную сумму к той субсидии, которую дало государство", - рассказывает Любовь Валентиновна.

После смерти мужа три года назад она пережила тяжелую депрессию. Белый свет стал не мил, и все, что удерживало на нем - дочь и внук Владик. Но через несколько месяцев любовь к жизни снова победила, и женщина заставила себя по-другому взглянуть на мир.

"Ведь что такое жизнь? Жизнь - это движение! Значит, чтобы чувствовать себя бодрой и здоровой, надо заниматься спортом".

В 60 лет - за парту и на корт

Стать спортсменкой в 60 лет, причем заниматься не только любительским спортом, но и стремиться к спортивным достижениям - кажется, за гранью человеческих возможностей. Но судьба научила Любовь Валентиновну тому, что человеческие возможности гораздо шире, чем думает большинство людей. Увидев как-то по телевизору репортаж о курском колясочнике Игоре Ушакове, который покорил гору Мак-Кинли, а теперь занимается в курской теннисной секции, Любовь Юзефович решила тоже взять в руки ракетку.

"Я сделала это не только для себя, но и для того, чтобы показать другим инвалидам, что жизнь прекрасна и разнообразна, что не надо замыкаться в четырех стенах, если можно выходить, общаться, заниматься спортом", - говорит начинающая теннисистка.

Уже два года Любовь Юзефович - единственная женщина в команде курских теннисистов-колясочников. И единственный член команды старше сорока.

"Любовь Валентиновна - наш флагман, на который равняется не только команда, но и мы, тренеры. Знаете, когда смотришь на то, как эти люди мужественно преодолевают жизненные препятствия, восхищаешься их колоссальной силой воли и внутренним стержнем. И стараешься внутренне тянуться за ними, чтобы соответствовать", - говорит директор физкультурно-спортивного центра "Восток", тренер по теннису Владимир Пигарев.

Чтобы иметь возможность дополнительно заниматься физкультурой и получить навык тренерской работы с инвалидами, Любовь Валентиновна в 60 лет решила получить второе высшее образование и поступила на факультет адаптивной физкультуры в Российский государственный социальный университет.

Сегодня она - студентка второго курса. И, если по первому образованию Юзефович - инженер, то после завершения второго станет инженером человеческих тел. В будущем ей предстоит помогать людям восстанавливаться после тяжелых травм.

Битва за танго на коляске

На какое-то время большой теннис стал для Юзефович главным увлечением в жизни. Она мечтала о соревнованиях, и, чтобы нивелировать разницу в уровне игры между собой и более сильными молодыми людьми в команде, ежедневно по нескольку часов занималась дома, отбивая теннисные мячи от стен.

А в этом году в жизни Любови Валентиновны появились два новых увлечения - дартс и бальные танцы.

Заняв призовое место по игре в дартс на областной спартакиаде инвалидов, она добилась, чтобы ее включили в состав сборной Курской области для участия в Первой параспартакиаде ЦФО, прошедшей в Иваново осенью этого года.

"Сначала организаторы не хотели меня брать из-за того, что мне уже 61 год, а в спартакиаде имеют право принимать участие только люди до 60 лет. Но я решила поехать во что бы то ни стало. Спорт - это то, чем я живу. Недавно видела мужчину, который в 80 лет занимается легкой атлетикой и прекрасно себя чувствует. А я чем хуже?", - возмущается Любовь Валентиновна.

В результате Юзефович попала на прием к заместителю губернатора Людмиле Гребеньковой, и та помогла ей добиться включения в состав курской сборной. На параспартакиаде Юзефович заняла пятое место в ЦФО по дартсу.

"По-моему, неплохой результат для начала", - улыбается она. И по-прежнему упорно тренируется на лестничной площадке.

На пути к успеху в бальных танцах у Любови Валентиновны тоже немало препятствий. Полгода тренер Владимир Чевычелов приезжал к ней домой, и они разучивали танго в ее гостиной. Однако комната, просторная по меркам обычной квартиры, неудобна для тренировок, особенно на инвалидной коляске, которой в танце нужен разгон. Сейчас Чевычелов и Юзефович ищут помещение для тренировок. Площадки, которые предлагали городские власти, не приспособлены для занятий танцами, а во многие здания на инвалидной коляске попасть просто невозможно.

"Дело продвигается очень трудно. Руководители некоторых муниципальных образовательных учреждений, которых я просил предоставить помещение на несколько часов в неделю, боятся брать на себя ответственность за инвалида: вдруг травма на тренировке, а их потом накажут", - рассказывает Чевычелов.

Многие чиновники, к которым Чевычелов обращался с просьбой способствовать развитию бальных танцев на коляске в Курской области, удивленно поднимают брови: "Ну что же красивого, когда калеки танцуют?".

"Они просто не бывали на выступлениях и не видели, какие потрясающие вещи демонстрируют люди в инвалидных колясках. Они танцуют так, что дух захватывает. И если бы у нас с Любовью Валентиновной получилось продолжить занятия, думаю, мы бы уже в январе устроили показательное выступление в Курске, а потом, возможно, вышли и на российский уровень".

Но Любовь Валентиновна не отчаивается и продолжает атаковать чиновничьи кабинеты.

Самый большой барьер - равнодушие власти

По словам Юзефович, равнодушие представителей власти и нежелание вникать в проблемы оказываются для инвалидов самым серьезным барьером на пути к полноценной жизни. Именно из-за них - отсутствие пандусов в магазинах, учреждениях культуры, спортивных центрах и даже во многих новых домах, строящихся в Курске.

Чтобы бороться за безбарьерную среду и сделать Курск комфортным городом для людей с ограниченными возможностями, Любовь Юзефович стала заниматься общественной деятельностью. Сегодня она - заместитель председателя общественной организации поддержки инвалидов "Феникс-Курск".

В этом качестве Любовь Валентиновна часто обращается к представителям власти с различными просьбами и предложениями. Иногда людям удается открыть глаза и заставить на секунду увидеть проблемы инвалидов, которых они не хотят замечать. То, что в банке и нескольких магазинах Железнодорожного округа Курска сделали удобные пандусы - заслуга Юзефович.

Несколько месяцев назад она пожаловалась в прокуратуру, что в Курском драматическом театре нет пандуса. Прокуратура ответила, что директору внесено предписание устранить нарушение. В результате пандус сделали, но под углом 90 градусов и без перил. И инвалид никак не может забраться по нему самостоятельно.

"Когда я вижу этот пандус, мне хочется заставить того, кто его делал, самого попробовать забраться по нему в инвалидном кресле. Может, тогда эти люди что-нибудь поймут", - говорит Юзефович.

Битву за пандус в Курском драматическом театре она собирается продолжать. Но, помимо решения общественных проблем, перед ней стоят еще и личные трудности. Главная из которых - отсутствие свободы передвижения.

Перед поездкой в спортивный комплекс "Восток" на тренировку по теннису спускаемся с восьмого этажа, где живет Любовь Юзефович с дочерью и внуком. Глядя, как хрупкая дочь Юлия спускает Любовь Валентиновну в коляске по крутым ступеням в подъезде, говорю: "Но это же очень тяжело!".

"Еще как!", - соглашается женщина.

Но выхода пока нет. По-другому Любовь Валентиновна по ступенькам на первом этаже спуститься не может. Электрический подъемник, который она просит у государства, чтобы обрести возможность хотя бы спускаться к подъезду и дышать свежим воздухом, ей покупать не хотят.

"Мы не можем выписать Юзефович электрический подъемник, поскольку он не входит в федеральный перечень технических средств для инвалидов. Приобрести его Любови Валентиновне могут только за счет областной программы поддержки инвалидов. Но в реабилитационную карту мы подъемник вписать не можем. В этом случае инвалид может обратиться к нам с просьбой приобрести техническое средство, а у нас таких средств нет! Зато мы вписали в ее реабилитационную карту спортивную коляску для тенниса, которую она давно просила", - говорит Татьяна Гонеева, заместитель эксперта Главного бюро Медико-социальной экспертизы (МСЭ) в Курской области.

Начальник отдела реализации государственной политики по социальной поддержке ветеранов и инвалидов областного комитета социальной защиты Сергей Сафронов говорит, что денег на подъемник, который стоит более 400 тысяч рублей, в областном бюджете пока действительно нет. Весь бюджет региональной программы около полумиллиона, и на эти средства удается дополнительно закупать только недорогие средства реабилитации. Например, трости для слепых.

"Но в следующем году в области стартует благотворительный марафон для инвалидов, в котором примут участие в том числе и представители крупного бизнеса. Любовь Валентиновна у нас одна из первых, кому планируется оказать помощь. Однако для этого необходимо, чтобы подъемник был записан в ее реабилитационной карте. Мы неоднократно спорили с МСЭ по этому поводу: никто не может обязать их покупать подъемник, если в реабилитационной карте будет написано, что исполнитель - сам инвалид. А вот на коляску для тенниса, которую она просит, средств в областном бюджете пока нет", - разводит руками Сафронов.

Наблюдая круговорот бюрократических трудностей в природе, Любовь Валентиновна не отчаивается. На следующей неделе она планирует снова отправиться к заместителю губернатора Людмиле Гребеньковой, чтобы поговорить о подъемнике и в очередной раз напомнить, что городская среда по-прежнему не приспособлена для жизни инвалидов.

"Удивительно активная женщина, она так стремится жить!", - услышав имя Любови Юзефович, говорит по телефону Людмила Гребенькова.

Но откликнуться на все просьбы Юзефович Гребенькова не обещает. Говорит: каждую просьбу нужно рассматривать отдельно и считать, сколько ее выполнение будет стоить региону.

Любовь Юзефович на всякий случай собирает бумаги для суда в Страсбурге, чтобы попросить поддержки у международного сообщества, если на Родине сочтут, что ее свобода передвижения слишком дорого стоит.

Она знает, за что борется. Потому что уверена - любовь к жизни дороже любых денег.

Источник: rian.ru