Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Ограниченные возможности или особые потребности?

Степень человечности государства и общества зависит от отношения к людям «с ограниченными возможностями» Инвалид в мире и инвалид в России - это совершенно разные жизненные стратегии. Инвалидов на улицах мы в России, увидели только в 90-е годы, когда в стране появились западные туристы. Оказалось, что люди на инвалидных колясках, глубокие старики, умственно отсталые... могут путешествовать. Наши инвалиды были надежно спрятаны, чтобы не портить бодрый настрой советских пятилеток, в социальных интернатах или, в лучшем случае, в своих собственных квартирах. Они были придавлены нищетой, отсутствием средств реабилитации и не имели элементарной возможности передвигаться. А инвалидов войны отправляли на Валаам...

С тех пор многое изменилось, но до равных возможностей для инвалидов в России пока еще далеко.

Минздравсоцразвития разработана Государственная программа "Доступная среда 2011-2015 годы".

О том, что реально планируется сделать, наш обозреватель Людмила Рыбина беседует с Григорием Лекаревым, директором Департамента по делам инвалидов Минздравсоцразвития России.

- Григорий Григорьевич, Департамент, который вы возглавили, существует в Министерстве меньше года. Означает ли появление специального подразделения, что отношение к инвалидам в стране будет меняться?

- Означает. Оно и в мире начало меняться лет 15 назад. Если раньше задачей было максимально реабилитировать инвалида, приспособить его к окружающей среде, то теперь это движение с двух сторон - навстречу. Появилась убежденность, что среду жизнедеятельности тоже надо делать дружелюбной к человеку с ограниченными возможностями, не забывая при этом о реабилитационных мерах. Только тогда можно достигнуть полноценной интеграции человека в общество.

Причем, дружелюбная среда нужна не только людям, которые официально имеют статус инвалидов. Могут быть временные ограничения в связи с болезнью, могут появиться проблемы с возрастом, есть особые потребности у родителей с детьми, с колясками, например,- всем нужна дружелюбная среда.

Мы позже, чем другие страны начали работу, но у нас теперь есть возможность ориентироваться на то, что ими уже сделано. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В соответствии с её положениями и в соответствии с федеральным законом о социальной защите инвалидов в Российской Федерации при оказании услуг должны учитываться потребности людей с инвалидностью. Любая услуга, предоставляемая населению, должна была доступна для инвалидов. У нас множество объектов и многие услуги пока остаются недоступными. Отдельными разрозненными мероприятиями такую масштабную задачу не решить. Если мы приспособим улицы, но забудем о жилье, инвалиды просто не смогут на улицу попасть, а если, приспособив и улицу, и жилье, и театры, забудем о транспорте, то до этого оборудованного пандусами и специальными местами театра инвалид все равно не доберется. Поэтому Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 годы" - комплексная. Мы попытались создать такой механизм реализации, при котором будет учитываться весь маршрут инвалида, конечно, делая акцент на наиболее востребованных инвалидами объектах и услугах, ведь сделать все доступным сразу невозможно: объекты строились сотнями лет. Но при любом новом строительстве, при выпуске новой продукции, должны учитываться потребности инвалидов. Если учесть потребности инвалидов на стадии проектного решения, то затраты увеличиваются всего на 1-1,5 процента и окупаются за счет увеличения потребительского спроса со стороны инвалидов и других маломобильных категорий граждан, только инвалидов в Российской Федерации - около 10 процентов населения.

В Конвенции ООН есть отдельный пункт: ее положения должны распространяться на все части федеративных государств без каких-либо изъятий и исключений. Субъекты Российской Федерации наделены значительными полномочиями в этой сфере. Без их полноценного участия создавать условия доступности будет невозможно.

- Регионы будут участвовать в софинансировании программы?

- Программа еще не утверждена, но в целом одобрена на совещании в Правительстве. Затраты на ее реализацию мы прогнозируем в объеме 47 млрд. рублей, из них участие регионов запланировано в размере 19,7 млрд. рублей.

О желании участвовать в программе на условиях софинансирования заявили более 60 субъектов. В некоторых регионах проанализировано состояние доступности среды, паспортизируются объекты, необходимые инвалидам. Саратов, Москва, Петербург и некоторые другие субъекты и раньше имели свои программы по развитию доступности, но большинство регионов были больше сосредоточены на реабилитации. К программам регионов есть общее требование - они должны быть комплексными: не просто строительство объектов для инвалидов, а доступность ко всем объектам и ко всем услугам. Это относится не только к тому, о чем мы уже говорили: жилью, транспорту, улицам, но еще и к услугам и объектам здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, службам занятости, образования, прежде всего к школам. Мы постарались отразить то, о чем нам чаще всего говорили представители сообществ инвалидов.

- Вы упомянули школу. Здесь какой-то путь преодолен. Было время, когда на дверях учебных заведений так и писали: школа для детей с задержкой умственного развития. Потом эти таблички сменили, стали писать: для детей с ограниченными возможностями. Теперь особые школы называют школами для детей с особыми потребностями.

- Появилась и еще одно понятие: инклюзивное или интегрированное образование. Дети с особыми потребностями обучаются вместе со здоровыми. В одном классе, если это возможно, или в коррекционном классе, но в составе обычной школы. Это важно и для тех ребят, у кого есть инвалидность и еще более важно - остальным детям. Это залог на будущее поколение. Только таким образом полностью можно устранить отношенческий барьер. Хотя на первых шагах может быть непонимание со стороны родителей наших учеников. Здесь должна помочь информационная кампания.

Необходимо преодолевать предвзятость и в том, что относится к положению семей, имеющих детей-инвалидов и к вопросам занятости инвалидов. Барьеры в головах тоже нужно разрушать. Много сделано в этом году победами россиян на паралимпиаде.

Пока же, по данным Минобрнауки России, только 2% школ доступны для инвалидов, то есть они физически могут туда попасть. По итогам Государственной программы к 2015 году мы планируем достичь 20% показателя, чтобы на уровне каждого муниципального образования была создана сеть доступных учебных заведений, и родители с детьми могли, при желании и возможности ребенка, выбирать форму обучения в обычной школе.

- Регионы боятся, что доступная среда - это очень дорого.

- Не всегда это стройка. Не всегда необходимо расширять пролеты, строить лифты. В случае если объект приспособить невозможно, надо сделать доступной услугу. А для этого можно изменить работу учреждения, какие-то услуги можно оказывать дистанционно, внедрять ассистивные (помогающие) устройства. Можно включить в работу учреждения специального помощника.

- Проблемы у инвалидов разные. Они имеются как у тех, кому сложно передвигаться, так и у тех, кто является инвалидами по зрению, слуху, или людей с ментальными проблемами.

- Да, надо учитывать все эти потребности. Вот, к примеру, аэропорт. Каким размером шрифта должна быть представлена информация о предоставляемых аэропортом и компанией-перевозчиком услугах, где написанное следует дополнить опознавательными маяками, пиктограммами, где продублировать информацию на видео- или аудионосителях, где должна быть организована работа помощника из персонала. Комплекс таких рекомендаций есть. Нам уже не надо его изобретать.

У нас уже принят технический регламент о безопасности зданий и сооружений, это федеральный закон, в котором установлены требования доступности для инвалидов и других граждан с ограниченными возможностями передвижения, кроме того, существуют национальные стандарты, которые содержат в себе конкретные рекомендации о том, каким образом можно сформировать такие условия. То есть нормативная база существует. Любое новое здание: жилой дом, школа, поликлиника теперь должны строиться с учетом потребностей инвалидов. На мой взгляд по новому строительству, главное - эффективный контроль. А приспособить существующие объекты, имеющие наибольшее значение для инвалидов, с 2011 года поможет Государственная программа «Доступная среда».

Но это не все. В программе есть раздел об обязательных субтитрах на общероссийских, общедоступных каналах телевидения. В Конвенции ООН говорится, что любые приспособления для инвалидов должны быть разумными и не мешать тем, кто может без них обходиться, это принцип «универсального дизайна». Включить субтитры в телевизоре можно по желанию телезрителя. Вопрос в производстве субтитров - как можно больше программ должны их иметь и давать возможность включить, при необходимости, скрытый телетекст. Реализация мероприятий госпрограммы позволит производить до 12,5 тысяч часов субтитров в год к 2015 году.

В рамках Государственной программы будут разработаны методики, благодаря которым спортивные сооружения смогут посещать инвалиды для занятий физкультурой, а учреждения культуры: музеи, театры, кинотеатры, - смогут предоставлять услуги в доступном виде. Наши соисполнители в программе - министерства культуры, связи, транспорта, регионального развития, промышленности и торговли, спорта и туризма, образования и науки, Федеральное медико-биологическое агентство.

- То есть все должны вспомнить о том, что люди разные, и не все готовы к бегу с барьерами? Но это же изменение всей окружающей среды и всей жизни. Шутка ли изменить транспорт?

- Да, все автобусы мы завтра заменить на доступные не сможем. Но мы можем выработать план поэтапной замены транспортных средств. Существует и автомобильный, и железнодорожный, и авиационный и водный транспорт, и в каждом транспортном средстве необходимо предусматривать возможность предоставления услуги слепому, глухому, тем, кто ограничен в движении, но передвигается сам, кто не передвигается без посторонней помощи, кто нуждается в сопровождающем. Для каждой категории необходимы свои особенные приспособления. Именно поэтому Минтранс России и является соисполнителем Госпрограммы. Например, для перелета инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата салон самолета должен быть укомплектован специальными транспортными креслами-колясками (те, в которых инвалиды передвигаются по земле - не подходят). С Минтрансом России мы уже обсуждаем эти вопросы.

- Это, видимо, долгое дело. Не закончится ли все лишь научными изысканиями и разработками?

- На все исследования мы отводим два года - 2011 и 2012. В 2013-2015 годы будет софинансирование региональных программ. Но это не значит, что в первые два года мы только пишем бумаги. Начнут реализовываться пилотные проекты в ряде субъектов. Запустим программу "безбарьерная школа". А еще есть уверенность, что 2015-м годом это завершиться не должно. Обеспечение доступности среды для инвалидов должно стать тем обязательным требованием, которое следует учитывать государственным структурам и частному бизнесу при проектировании, в строительстве, в производстве и при предоставлении услуг.

- Предусматривает ли программа работу с самим инвалидом?

- Мы планируем изменить подходы при освидетельствовании. Разрабатываются новые классификации и критерии в соответствии с Международной классификацией функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Они должны будут отражать особые потребности инвалида для обеспечения доступности для него окружающей среды.

- Люди опасаются, что новая классификация - это способ сократить число инвалидов, пользующихся льготами. Есть ли такая цель?

- Никаких нововведений, которые бы ухудшили положение инвалидов, не планируется. Мы хотим создать более индивидуализированный подход. Сейчас у нас три группы инвалидности. Если человек, имеющий какую-то группу инвалидности, обращается в аэропорт или авиакомпанию, то соответствующие службы не могут оценить, в какой помощи он нуждается такой человек. Он не может услышать объявления? Он нуждается в помощнике для передвижения? Он не видит табло и нуждается в голосовом объявлении? МКФ позволяет ввести буквенно-цифровое обозначение преимущественного вида ограничения жизнедеятельности. Такая система уже существует во многих странах мира.

- Много жалоб о том, что процедура освидетельствования при медико-социальной экспертизе бюрократическая, мучительная для человека.

- Много жалоб поступает и в Министерство. Жалуются на большое число инстанций, которые надо пройти и собрать документы, а затем передать их в бумажном виде. В настоящее время мы планируем провести пилотную отработку межведомственного взаимодействия на уровне трех субъектов РФ, а с 2013 года - распространить на все учреждения медико-социальной экспертизы.

- Большая проблема - трудоустройство инвалидов. Я знаю директоров коррекционных школ, которые просто плачут, что они учат своих воспитанников, дают им неплохие профессиональные навыки: озеленителей, специалистов переплетного и картонажного дела, столярных работ, швей и вышивальщиц, - а устроить на работу не могут. Хотя в советские времена их "с руками отрывали" - они дисциплинированные и старательные работники.

- Есть такой подход: квотирование рабочих мест, который регулируется Федеральным законом о социальной защите инвалидов. Организации, имеющие численность работников более 100 человек должны иметь в своем составе от 2 до 4 процентов инвалидов. Точный процент определяет регион. Но нужно не столько обязывать, сколько поддерживать те организации, которые реально принимают на работу инвалидов. С 2010 года в региональные программы поддержки занятости включено отдельное мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов. Работодателю возмещаются затраты на приобретение специального оборудования для оснащения рабочего места инвалида в размере 30 тыс. рублей на одно рабочее место, на которое будут трудоустроены инвалиды. Участниками этого мероприятия стали 4 тыс. инвалидов. Общий объем средств федерального бюджета, направленных в регионы России составил порядка 1 млрд. рублей. Эта направление будет продолжено и в 2011 году. В следующем году компенсация затрат на создание рабочего места для работника с инвалидностью вырастет до 50 тыс. рублей. Это позволит расширить количество специально оборудованных рабочих мест для инвалидов.

- Проблема инвалидов раньше волновала кроме родственников только органы социальной защиты, а теперь к ней подключены многие ведомства?

- Обеспечивать доступность услуг для инвалидов должны в строительстве - проектировщики и строители, на транспорте - транспортные компании, в медицине - врачи, в образовании - учителя. Но дело не только в ведомствах. Каждый должен сделать какое-то усилие - что-то понять для себя, объяснить своему ребенку, тогда не будет главного барьера - отношенческого.

Данные статистики

10% россиян - 13 147 тысяч - инвалиды. 20 лет назад в России работали 22% инвалидов. Сейчас работает только 8% всех инвалидов. 300-320 тысяч каждый год встают на учет в органах службы занятости. Получают работу лишь 80-85 тысяч человек. Программа "Россия 2020" ставит задачу довести число работающих инвалидов до 40%.

Людмила Рыбина

Источник: novayagazeta.ru