Архив:

Мы и они

Организация Объединенных наций полагает, что «ежегодное проведение 3 декабря Международного дня инвалидов преследует цель содействовать лучшему пониманию связанных с инвалидами проблем, реализации прав инвалидов и осознанию того, какие выгоды принесет привлечение инвалидов к участию в самых разнообразных областях политической, социальной, экономической и культурной жизни их общин». ООН советует в этот день проводить форумы, дискуссии и информационные кампании, в ходе которых особое внимание должно «уделяться проблемам и тенденциям в отношении инвалидов». А что у нас?

Так и хочется сказать, «а у нас в квартире газ». Мы в России день инвалидов отмечаем праздничными концертами, соревнованиями, «открытыми днями» в медицинских учреждениях.

Какие там дискуссии, права человека? Вот тебе подарочек и будь рад - такая забота!

Общество разделилось по принципу «мы и они». «Они» - это люди с инвалидностью, отдельный класс, отдельная социальная группа. Соцработники? Пенсии? Коляски? Пожалуйста. Но о настоящей интеграции (достойном образовании и трудоустройстве), слияния понятий «мы и они» пока остается только мечтать.

По моим наблюдениям, у нас лучше относятся к инвалидам, внешне и умственно не отличающимся от «здорового» большинства. Слово «здоровые» беру в кавычки, потому как врачи говорят: «здоровых у нас нет, есть плохо обследованные». А вот деформированные ноги и руки, измененное судорогой лицо зачастую травмируют тонкую душевную организацию наших граждан. Не раз мамочки мне говорили, что с их детьми-ДЦПшниками (даже без отклонений интеллекта) на детской площадке запрещают играть родители обычных детей. Раз ребенок с ДЦП, значит он из семьи алкоголиков и наркоманов...

Как-то мы ездили в Гусиноозерск проводить уроки доброты для школьников. Взяли с собой молодую девушку с ДЦП, большую умницу, поэтессу. Оксана говорит с большим трудом, мешает спастика и лицо при этом искажают судороги. Когда ей дали слово, буквально минуту, один особо впечатлительный подросток упал в обморок... Не мудрено... Наши дети не имеют возможности вырастить в себе понимание "он такой же человек, как и я", потому что их ровесники-инвалиды не могут выйти из дома, и школы для них просто не приспособлены. Выросший в саду и школе без одноклассников-инвалидов человек вдруг видит ту самую "редкую птицу", чудом выбравшуюся из дома, и эта птица режет ему глаз.

Жизнь инвалида трудна. Никак не могу привыкнуть, что все могут сесть в городскую маршрутку, а я - нет... Любая поездка по городу не меньше ста рублей на такси...Но к такой жизни привыкаешь, адаптируешься и удивляешься, когда встречные бабушки на улице жалеют: «Такая молодая, красивая, а мучается». Тяжелее приходится внешне здоровым людям, имеющим тяжелые заболевания: астму, диабет, ХПН... Не напишешь же на лбу «инвалид». Люди с хронической почечной недостаточностью жаловались мне на отсутствие лавочек на остановках Улан-Удэ. Когда идешь после чытырехчасового диализа, тяжело, хочется отдохнуть, а негде... В трамвае такому внешне здоровому человеку место никто не уступит - с какой стати?

С другой стороны, у многих моих коллег (чуть не сказала «калек»), очень развито так называемое иждивенческое начало. Наши почему-то уверены в том, что им все всё должны только из-за самого факта наличия инвалидности. Никто не виноват, что у нас неизлечимые заболевания или потеря жизненно важных органов - порой по собственной вине! Любящие родители с детства, вместо того, чтобы с особым ребенком общаться на равных, начинают песню про то, какой он бедный и несчастный. Не приучают к самостоятельности, ничего не дают делать. В доме-интернате на ул. Мокрова встретила сорокалетнюю женщину-колясочницу. Руки работают, но ни разу за свою жизнь не вынесла за собой (пардон) горшок - не приучили! Само собой разумеется, что после смерти родителей она угодила в дом престарелых...

Между «мы и они» грань крайне тонкая...Дай бог, чтобы вывернувший из-за темного угла водитель успел притормозить, и чтобы хулиганы зимой не искалечили вас из-за зимней шапки, и чтобы ребенок ваш не родился с лишней хромосомой.

Ничего хорошего нет в том, что из своих 48 лет я 28 лет провела на инвалидной коляске. Но разве на этом свете было бы лучше без меня эти 28 лет? Каждый человек нужен и важен! При большом желании и эту, «инвалидную» жизнь можно сделать яркой и насыщенной. Ради справедливости надо сказать, что больше шансов на достойную жизнь у тех, кто имеет хорошие стартовые условия: подходящее образование, любящую семью, жилье. Помогает упорный характер и веселый нрав.

Когда идет обсуждение тем инвалидов или неполноценных физически людей, некоторые заявляют, что вот если вдруг придется стать инвалидом, покончу с собой. Да, звучит красиво, но выжившие после тяжелых болезней и аварий люди совсем по-другому смотрят на жизнь. Делающим суицидальные заявления непонятно, насколько ценна жизнь и что значит выжить. Просто жить на этом свете - уже счастье, огромная радость!

Эржена Будаева

Источник: infpol.ru