Архив:

Евро-2012 и инвалиды

Беспрепятственное пространство для людей с ограниченными возможностями - одно из требований УЕФА в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу. Уровень развития общества, степень его гуманизации давно определяют по отношению к наиболее беззащитным - детям, людям пожилого возраста, инвалидам. Тем, с кем мы только учимся обращаться гуманно.

Футбольный чемпионат Евро-2012 должен не только подогнать под европейские стандарты наши дороги, стадионы, гостиницы и аэропорты (по всей стране), но еще и изменить наше отношение к людям с особыми потребностями. Ведь возможности инвалидов передвигаться на улицах, в поездах и аэропортах, присутствовать на спортивных соревнования тоже входят в подготовку Украины, как и любой страны, к футбольному чемпионату, комиссия из УЕФА оценивает и это. То есть эта часть работы тоже входит в перечень необходимых мероприятий, которые страна должна осуществить в рамках подготовки к чемпионату.

В этом году в Украине как никогда проводятся частые мониторинги, призванные определить проблемы и задачи именно в создании безбарьерной среды. Все проходит под руководством Всеукраинской общественной организации «Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов» и Национальной ассамблеи инвалидов Украины.

Люди с особыми потребностями - это довольно большая, значительная часть любого общества. 7-12% - такой процент этих людей проживает в каждой стране, по данным международных исследований, причем стабильно. Это и спинальники (колясочники), и слепые, и глухие, и люди, потерявшие здоровье на производстве, и инвалиды с детства. Кстати, к людям с особыми потребностями относят также очень толстых граждан.

Тротуары, улицы, парки, переходы через улицу, подземные переходы, въезды в здания, передвижение в метро, в наземном транспорте, а также вокзалы и автовокзалы, аэропорты - это и множество других объектов нужно модернизировать, приспособить под потребности этих 7-12% граждан.

По словам представителей управлений, курирующих деятельность аэропортов, «Укрзалізниці», автобусных станций, работы ведутся: оборудуются помещения вокзалов и аэропортов под потребности инвалидов, создаются специальные команды специалистов, которые по вызову встречают и провожают этих людей на вокзалах, по Украине курсирует несколько вагонов в составе, правда, только одного поезда (для колясочников). С другой стороны, представителей общественных организаций тревожит то, что часто все это работает плохо. Например, те же пандусы, которые бывают даже опасными для здоровья, или звуковые светофоры, работающие с нарушениями.

По словам главы ВОО «Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов» Владимира Петровского, практически на всех спортивных объектах, строящихся к Евро-2012, «вопросы уже решены». То есть стадионы сделали или делают приспособленными к потребностям инвалидов. «Донбасс-Арена» в Донецке - это лучший стадион в Украине и Европе», - уточнил Петровский. Но, кажется, это единственная хорошая новость. Потому что, в отличие от этих новостроек, сложнее ситуация с нашими железнодорожными вокзалами, автовокзалами и аэропортами, которые строились несколько десятков лет назад без учета потребностей людей с ограниченными возможностями. По словам сотрудников этих ведомств, ежегодно на модернизацию выделяются определенные средства. Куда же они идут?

- В контексте Евро-2012 одна из основных задач - приобретение подвижного состава, особенно для перевозки людей с особыми потребностями. Мы включаем в бюджет суммы на эти потребности и хотим средства хотя бы на перевозку людей соответствующих категорий. Все зависит от финансирования, - объясняет заместитель начальника пассажирского управления «Укрзалізниці» Иван Карпьяк. По его словам, на срок до 2015 года планируется выделить следующие средства для создания беспрепятственных условий для передвижения инвалидов: в 2010 году - 393 миллиона гривен, в 2011 - 13 миллионов, в 2012 - 168 миллионов, в 2013 - 43 миллиона, в 2014 - 47 миллионов, в 2015 году - 111 миллионов.

Сегодня в Украине курсирует всего один вагон для колясочников. По информации представителя Юго-Западной железной дороги Алексея Степаненко, летом такой вагон курсировал в Евпаторию в составе 57-58 поезда (там функционирует санаторий для спинальников). По его же данным, воспользовались услугами этого вагона 299 инвалидов (и более 300 сопровождавших их лиц). Но для такой большой страны, как Украина, один вагон - это очень мало.

Правда, представители «Укрзалізниці» рассказывают, что многое удалось сделать на вокзалах для того, чтобы инвалиды чувствовали себя комфортно. Речь идет о группах помощи, лифтах для спуска людей непосредственно на платформу, специальных залах, туалетных комнатах и т.д.).

- Пассажир может позвонить на вокзал и сообщить, что он едет. Его автомобиль подъедет прямо к специальному входу, чтобы не идти через центральный, там его встретят и сразу проведут в специальный зал, - рассказывает Алексей Степаненко о работе с инвалидами на Киевском центральном вокзале. - А сообщить о том, что человеку нужно организовать высадку и посадку можно еще тогда, когда покупается билет.

Правда, к сожалению, далеко не на всех железнодорожных вокзалах практикуется такой подход, хотя, по словам Петровского, на «Укрзалізниці» сегодня проверки чаще всего.

- Работа с Министерством транспорта - одна из самых активных и плодотворных. Нужно, чтобы другие министерства брали пример с Минтранса, потому что, я вас уверяю, в соответствии с требованиями УЕФА, необходимо будет решить все вопросы, а мониторинги, проводимые УЕФА и нами, будут чаще, - заметил Владимир Петровский.

Также с большим количеством нерешенных проблем сталкиваются сегодня аэропорты, поскольку многие из них строились с полвека назад.

- Большая часть аэропортов строилась в 60-70-е годы, это старые проекты, очень ограничивающие инвалидов, - констатировал представитель Управления администрации аэропортов Николай Каванов. - В последнее время мы сделали пандусы, кнопки, чтобы вызывать сотрудников (в каждом аэропорту есть служба сопровождения инвалидов), туалеты. Все реализовываем в соответствии с требованиями УЕФА. Все эти требования учитываются при строительстве новых терминалов в Борисполе, Харькове, Львове и Донецке.

Если обобщить, то, чтобы сделать пространство более доступным для инвалидов, что-то где-то все же делается. Хотя часто - бессистемно, с недостаточным финансированием. Дает ли это результаты и ощущение, что реально что-то меняется - лучше всего спросить у самих людей с ограниченными возможностями.

- Сегодня об этом много разговоров, но по факту - небольшие сдвиги, кардинально ситуация не меняется... Не нужно говорить о модернизации - возьмите только то, что у нас сейчас есть. Парковка на тротуарах - это наш бич. Это угроза для жизни и здоровья людей. Недавно я был свидетелем, как на Крещатике автомобиль чуть не сбил отца с ребенком... Если гости, которые будут у нас на Евро-2012, это увидят, то сойдет на нет все, что мы сделали, - говорит педагог-реабилитолог Евгений Свет.

Он называет еще такие острые проблемы, как торговые точки, у которых, опять же, паркуются автомобили, это практически все улицы и тротуары, по которым колясочнику невозможно проехать (там, где заканчивается тротуар, коляска не может съехать). Также это касается метро: спуститься в него и выбраться, наличие рельефной линии на платформе. Перечислив все это, понимаешь, как здоровые люди счастливы и даже не догадываются, как легко им живется.

Поэтому общественные организации намерены обратиться к Президенту, вице-премьер-министру Украины по вопросам гуманитарной политики и вопросам подготовки Украины к проведению Евро-2012, а также к главам профильных ведомств и министерств с предложением единой целостной программы создания безбарьерной среды. Инициаторы апеллируют к нормам ратифицированной Украиной «Конвенции о правах инвалидов» и надеются, что их услышат власти.

Оксана Мыколюк

Источник: day.kiev.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ