Архив:

Мы заразились ВИЧ, но это не значит, что перестали быть людьми

Вчера, 1 декабря, отмечался Всемирный день борьбы со СПИДом. Повод хоть на минуту задуматься о том, что эта болезнь рядом, но в наших силах от нее уберечься. «Репортер UA» пообщался с молодыми запорожанками, которые уже много лет живут с ВИЧ и хотят, чтобы люди поняли: такой судьбы можно и нужно избежать, но не стоит клеймить инфицированных людей.

Ольга, 28 лет: Очень хочу прожить как можно дольше, чтобы увидеть, как сын вырастет, что у него все будет хорошо.

Оля в детстве мечтала стать врачом - лечить, спасать людей. Но получилось так, что пришлось спасать саму себя. В какой-то момент девушка увлеклась наркотиками. Несколько лет в дурмане жизнь шла как попало, пока однажды Ольгу не сбила машина.

- Не насмерть, но я была вся переломанная. Отвезли меня в пятую больницу, вставили спицы, вытянули на аппарате Илизарова. Я думала, что это все, хуже быть не может. Но после того, как пришли анализы крови, ко мне перестали подходить медсестры, санитарки - все шарахались и отказывались ухаживать и лечить, ведь у меня обнаружилась позитивная реакция на ВИЧ.

Говорили :«У нас семьи, дети, а она нас заразит! Это не наши проблемы!». Когда ко мне приехала мама, от меня просто воняло - даже утки некому было выносить. За те две недели в больнице меня поддерживала разве что моя соседка по палате - тоже лежачая женщина. В итоге меня в спешном порядке перевезли в «специализированную» больницу - областной СПИД-центр (Запорожский областной центр иммунокоррекции - прим. ред.), где не боятся людей с моим диагнозом.

В то же время мама, родные, узнав о том, что у меня ВИЧ, не отвернулись, продолжили общаться со мной, помогали как могли. Эта ситуация ярко показала, как в нашем обществе относятся к ВИЧ-инфицированным. Особенно поразила реакция врачей. Ведь именно эти люди, казалось бы, должны знать о ВИЧе, понимать, что опасно, а что нет, больше остальных.

Для меня самой ВИЧ стал шоком. Да, я кололась, но просто не думала, что меня это может коснуться. Но настал момент, когда стало понятно: надо что-то с этим делать, менять жизнь, ведь я хотела жить нормально. Первое - надо бросить наркотики.

В этом мне очень помогла заместительная терапия. Ну и конечно, психологическая помощь, поддержка таких же как я людей из организации «Право на життя». Если бы я не попала сюда, не познакомилась со всеми этими людьми, не знаю, как сложилась бы жизнь дальше.

Но сейчас я действительно живу. Получаю АРТ-терапию, общаюсь с людьми, ищу работу. У меня есть мой замечательный любимый сынок. Он абсолютно здоровый, веселый, умный мальчик - как все обычные дети. Сейчас он ходит в садик, играет, учится. Он - мое счастье, моя надежда. Моя главная цель в жизни - воспитать сына, поставить его на ноги. Очень хочу прожить как можно дольше, чтобы увидеть, как он вырастет, что у него все будет хорошо.

Еще очень хочу найти работу, чтобы обеспечивать себя и сына, нашу семью. Так получилось, что о беременности я узнала случайно. В то время мне должны были удалять спицу из ноги. Сказали: либо удаляем и ты не рожаешь, либо оставляй ребенка и спицу в ноге. Я решила, несмотря на все риски и страхи, что ребенок должен родиться. И сейчас не жалею об этом. Но, несмотря на мою инвалидность, работу мне подыскивают такую, где надо постоянно быть на ногах, говорят - чего придумываешь, все у тебя нормально, иди работай. Понятно, что так постоянно работать я не смогу просто физически. Но надо как-то зарабатывать, вот и тянусь, как могу. Надо жить.

Светлана, 33 года: мы с мужем очень хотим еще двоих детей

Светлана узнала о том, что инфицирована ВИЧ 15 лет назад. Узнала тоже случайно - когда сдавала анализы, устраиваясь на работу. Причина - инъекционный прием наркотиков.

- До 30 лет у меня просто не было цели в жизни. Пустила все на самотек, всякое со мной было: и кололась, и в тюрьму попадала. Но в итоге я «успокоилась». Мне повезло: у меня есть муж (у Евгения тоже ВИЧ, он активный соцработник, помогает попавшим в трудную ситуацию ВИЧ-инфицированным людям) и чудесная, здоровая дочка. Она у нас уже первоклашка.

Ребенку мы о ВИЧ пока не говорим. Когда вырастет, расскажем о своем диагнозе. Да и никому кроме близких и друзей тоже, чтобы не делать себе хуже. Люди ведь даже сейчас, когда вся информация о ВИЧ/СПИДе открыта, доступна, живут в стереотипах, боятся, ненавидят.

Проверено на опыте: пока человек не знает о том, что у тебя ВИЧ, он с тобой дружен, он тебе доверяет, общается. Как только узнает - сразу стена. И не потому, что я стала плохой, а потому, что страшно. По закону ВИЧ-инфицированный человек не обязан сообщать о своей болезни, и это правильно, иначе мы и даже наши дети, которые родились здоровыми, без ВИЧ, стали бы просто изгоями!

Здоровые люди в основном считают, что мы сами виноваты в том, что заразились и жалеть или помогать нам не надо. Отношение соответствующее. Например, когда я попала в колонию на год, уже была больна. Мне постоянно нужна была АРТ-терапия. Но там я могла месяц ждать своего лекарства (!) - мне говорили: «Подождешь, ничего с тобой не случится, не помрешь». И не одной мне. А ведь задержка даже на час уже приводит к резистентности клеток, приближает конец больного ВИЧ/СПИДом. Каким-то чудом, самовнушением я заставила себя выжить. Или когда мне нужно было по медицинским показаниям сделать аборт, врач в одной из клиник узнал мой диагноз и отказался, мотивируя тем, что у них нет специальных герметичных костюмов, надо их заказывать в Киеве, и вообще... В другой больнице доктор сделал все, что надо, в обычной одежде.

Сейчас о болезни стараюсь не думать, давно внушила себе - я нормальный человек, такой как и все. Только получаю антиретровирусную терапию, чтобы жить. Остальное - в моих руках.

У меня есть работа, есть мечта. Я с детства хотела открыть свой ресторан, окончила даже кулинарное училище. А еще мы с мужем очень хотим еще двоих детей! Иногда думаю: а что было бы, если бы раньше узнала, к чему могут привести наркотики? Если бы кто-то тогда доступно рассказал мне, что такое ВИЧ и как им можно заразиться. Точно знаю, что колоться бы не стала, но сейчас все есть как есть. И у нас цель - вырастить и воспитать дочку.

Обе молодые мамы - члены запорожской общественной организации «Право на життя», где люди нашей области с диагнозом ВИЧ общаются, помогают друг другу, проводят информационную пропаганду для молодежи о том, что такое ВИЧ/СПИД и как от него уберечься.

- Здесь мы как в семье: можно обратиться с любым вопросом, со своей бедой, и тебе помогут. Здесь наш основной круг общения, друзья. - говорят Ольга и Светлана.

- Мы заразились ВИЧ, но это не значит, что перестали быть людьми. Нам можно делать все, что и другим. Жить так же. Но мы очень хотим донести другим, что жизнь без ВИЧ/СПИДА - счастье. Что можно выбрать другой путь и быть здоровыми, радоваться тому, что у тебя уже есть.

Елена Бочковская

Источник: reporter.zp.ua

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ