Архив:

У соцстраха нет души

Прокуратура нашла нарушения в уральском Фонде социального страхования. В ходе проверки подтвердились факты «бездушия, формализма и волокиты». Генпрокуратура пришла в фонд после того, как безуспешно добивавшийся компенсации инвалид Сергей Рудаков застрелил двух сотрудников соцстраха в Нижнем Тагиле и покончил с собой.

В среду стало известно, что Генпрокуратура обнаружила нарушения деятельности отделений Фонда социального страхования в Уральском федеральном округе (УрФО). «В ходе проверок прокурорами выявлены факты нарушения установленного порядка рассмотрения жалоб граждан должностными лицами региональных отделений Фонда, в том числе связанные с оставлением обращений граждан без надлежащего рассмотрения, несоблюдением сроков их разрешения и несвоевременным уведомлением заявителей о результатах проверок», - рассказал «Газете.Ru» прокурор отдела Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе Дмитрий Серебренников.

В качестве примера он привел ситуацию, когда чиновники ФСС оставили без внимания и ответа обращение одного из местных жителей о компенсации расходов на лечение и приобретение эндопротеза тазобедренного сустава.

Подобные нарушения выявлены и в других территориальных отделениях фонда Уральского федерального округа. «В этой связи надзорным ведомством всем руководителям региональных подразделений ФСС в УрФО внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в бездушии, формализме и волоките», - сообщил Серебренников.

Поводом для дотошного изучения работы соцстраха работниками прокуратуры стали трагические события в Нижнем Тагиле 24 августа этого года. Тогда ранним утром в местный филиал ФСС № 16 пришел 49-летний Сергей Рудаков. В коридоре он достал из спортивной сумки автоматический карабин «Сайга». Зайдя с оружием в кабинет юриста, он спросил: «Где Столетов?» Интересовавший его мужчина обернулся и тут же получил заряд картечи в голову. Он умер на месте. Следующей жертвой стала директор фонда Елена Скулкина. Врачи пытались спасти ее, но по дороге в больницу женщина скончалась.

Не выходя из офиса соцстраха, Рудаков застрелился из того же карабина. На столе для посетителей он оставил письмо, в котором объяснил: мотивом для убийства стало равнодушие чиновников и невыплаченная компенсация.

В 9-страничном послании, которое лежало в конверте с надписью «Властям», Рудаков рассказывает, что потерял руку в 1991 году, трудясь на Крайнем Севере в объединении «Якуталмаз». «Получал выплаты по инвалидности от предприятия до 2000 года. Выплаты постепенно снижались, не соответствуя 60% нетрудоспособности. На мои вопросы о причинах в управлении предприятия всегда отвечали, что все делают строго в соответствии с законодательством. С 2000 года выплаты перевели в Фонд социального страхования города Якутска. Чиновники фонда сократили выплаты в 4 раза!» - говорится в письме.

Рудаков начал судиться. Он пытался добиться перерасчета своей пенсии, а также выплаты компенсации от ФСС. По расчетам Рудакова, она должна была составлять около 4 млн рублей. Интересы ФСС в суде представлял Юрий Столетов (24 августа инвалид застрелил его первым).

Суд отчасти встал на сторону Рудакова. К пенсии в 16 тысяч рублей ему добавили еще 4 тысячи, а также назначили единовременную компенсационную выплату в 250 тысяч рублей. Инвалида это не устроило, и он подал кассацию в областной суд. 5 августа Свердловский облсуд оставил решение районной инстанции без изменений. 23 августа сотрудники ФСС перевели на сберкнижку Рудакова деньги. А на следующий день он пришел в фонд с карабином.

«Я не понимаю, почему он это сделал. Наверное, у него что-то было не в порядке со здоровьем», - говорит управляющая Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования Роза Зеленецкая.

«Наши люди никогда слова плохо не скажут посетителям, - сказала чиновница «Газете.Ru». - Ведь люди, которые к нам приходят, не по своей воле получили травму на производстве. Мы очень уважительно к ним относимся. За 10 лет работы у нас никаких жалоб от них не поступало».

Управление Генпрокуратуры по УрФО, сотрудники которого нашли в ФСС многочисленные нарушения, обещает проконтролировать, как отделения будут все исправлять.

Комментарии

Михаил Веллер, писатель:

- Поскольку наши граждане абсолютно бесправны перед чиновниками, они пытаются хоть как-то на них воздействовать. Однако конституционных, легальных мер воздействия на чиновника у гражданина нет. Бюрократическая система заволокитит все. Она работает сама на себя. Отчаявшиеся люди, впадая в состояние аффекта, к сожалению, будут и впредь устраивать самосуд над чиновниками. Однако если бы чиновник знал, что перед гражданами ему придется отчитываться и держать ответ, в том случае ситуация была бы разрешена. Но нам до этого еще очень далеко.

Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»:

- Примечательно, что ситуация произошла именно в Фонде социального страхования (ФСС). На данный момент Фонд испытывает дефицит в 2,5% от доходов, плюс, основные проблемы фонда носят долгосрочный характер. Это связано с ожидаемым ростом числа пенсионеров на одного работающего, общей нестабильностью российского бюджета, который остается дефицитным даже при близких к рекордным ценам на нефть, необходимостью господдержки экономики при растущих рисках ускорения инфляции.

Можно ли изменить подобную ситуацию? На мой взгляд, систему весьма проблематично реформировать - по крайней мере, на базе существующих рыночных отношений. Нестабильность в пенсионной системе сохраняется, поскольку государством не наработано базы для долгосрочных инвестиций пенсионных и страховых накоплений в реальную экономику. Здесь требуется увеличение государственного присутствия в экономике и привлечение в неё внешних инвесторов.

Кстати, ещё один источник социальной напряжённости - возможное реформирование пенсионной системы на базе т.н. «солидарности поколений». Повышение пенсионного возраста - без параллельного государственного стимулирования занятости - окажет на экономику негативный эффект, связанный с сокращением потребления на фоне избытка рабочей силы. Увеличится теневой сектор, так как легально откладывать на пенсию станет бессмысленно с учетом коэффициента дожития. Во избежание социальной напряженности, необходимо акцентировать внимание на поиске новых эффективных мер пополнения бюджета, который, вероятнее всего, останется донором, в том числе, и для ФСС.

Андрей Караулов, журналист:

- Это все, то, что произошло в Нижнем Тагиле, предсказал Станислав Говорухин в своей ленте «Ворошиловский стрелок». Это все предсказал Михаил Александрович Ульянов, который сыграл старика, чью внучку обесчестили негодяи. Обе ситуации похожи. К сожалению, фильм Говорухина, именно к сожалению, произвел определенное впечатление на тех людей, которые действительно страдают на каждом шагу от произвола, от преступной халатности и равнодушия, так называемых, представителей власти. Говорухин своим фильмом подсказал им выход из этой ситуации. Но это же крайняя степень отчаяния. И я очень хорошо понимаю, почему так происходит. Беспредел множится, и чиновники крайне редко отвечают за свое поведение. И примеры, когда ветеран должен был получить квартиру и не получил ее по вине чиновника, то ситуация как-то разрешается, только если президент вмешивается. Но такие примеры на пересчет. Если эту армию чиновников, которая все бюджетные деньги воспринимает как свои собственные, не образумить, то такие трагичные случаи будут повторяться все чаще и чаще.

Источник: gazeta.ru и aif.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ