Архив:

Ноги вырастут в очереди?

Для оформления или переосвидетельствования инвалидности челябинцам приходится провести полдня в МСЭ. И такие мучения - каждый год... Для подтверждения своих «ограниченных возможностей» челябинцы затемно собираются у дверей бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). Чтобы сдать в регистратуру пакет документов для оформления инвалидности или переосвидетельствования, приходится как минимум пять часов томиться в ожидании.

- Мы сегодня с раннего утра в МСЭ на Блюхера. Что тут творится! В коридоре теснота, духота, очереди. На старичков с костылями, с тросточками больно смотреть. И ведь все это повторяется из года в год... - в отчаянии позвонила в редакцию Марина.

Ее муж Виктор на инвалидности уже десять лет. Заболевание прогрессирует - четыре года назад ему ампутировали ноги. Тем не менее он по-прежнему проходит переосвидетельствование - через каждые два года доказывает на комиссии, что ноги не выросли.

...Репортерская группа «ВЧ» приехала в бюро медико-социальной экспертизы ближе к полудню. До завершения работы регистратуры оставалось чуть больше двух часов. В узком коридоре безропотно сидели утомленные люди в основном преклонного возраста, некоторые - в предобморочном состоянии. Большинство в надежде попасть на прием заняли очередь в семь утра - еще до открытия бюро. Здоровому человеку от столь длительного ожидания будет не по себе, а тут больные люди.

- Успеть бы сегодня документы отдать на оформление инвалидности, -поглядывает на часы Елизавета Петровна. - Регистратура работает до 14 часов 36 минут.

Наша собеседница получила инвалидность девять лет назад - у нее бронхиальная астма. По личному опыту знает, сколько сил требует оформление необходимых документов. Для инвалида это один из этапов «преодоления себя». На этот раз она привела на экспертизу мужа. Он скромно сидел на скамеечке, тяжело дышал.

- Трудно ему, - поясняет Екатерина Петровна. - Летом перенес инфаркт миокарда. Долго лечился. Теперь вот на комиссию направили, группу будут назначать.

- А я за маму беспокоюсь, - поддерживает разговор Лариса Юрьевна. - У нее онкозаболевание. Перенесла серьезную операцию, потом - тяжелый курс химиотерапии. Четыре месяца на постельном режиме.

Молодая женщина с волнением смотрит на больную маму. Та совсем слабенькая, лицо бледное как полотно, руки дрожат. С раннего утра она находится в учреждении. Терпеливо ждет своей очереди. Однако с подачей документов в регистратуру «хождение по мукам» не заканчивается. Впереди экспертиза. А для ее проведения пациентам предстоит вновь явиться в бюро в назначенный день.

- В больницах устанавливают хорошее современное оборудование, врачи стараются сделать все для спасения больного. А потом ему приходится идти в МСЭ для получения инвалидности, часами сидеть в очереди, которая, как известно, здоровья не прибавляет. Ясно одно: систему надо менять, - убеждена Лариса Юрьевна.

Среди очередников мы встретили и Марину, звонившую в редакцию.

- Вы здесь одна? А муж? - спрашиваем женщину.

- Он в холле. До кабинета ему не добраться.

Узкий коридор бюро медико-социальной экспертизы и впрямь не приспособлен для проезда инвалидной коляски. Виктор примостился на сидении своего транспортного средства, отдыхал, прикрыв лицо бейсболкой.

Для того чтобы добраться в центр города с Северо-Запада, ему пришлось буквально «брать барьеры».

- Чтобы приехать сюда, нам с женой пришлось просить о помощи нашего товарища. Вместе с нами он разделяет все «прелести» экспертизы, - рассказывает о своем «путешествии» Виктор. - Мы живем на четвертом этаже - лифта в доме нет. До выхода из подъезда, как вы понимаете, в коляске не допрыгаешь.

Чтобы доехать до улицы Блюхера, пришлось вызывать такси. Минимальная стоимость проезда только в одну сторону - сто рублей. Для человека, живущего на пенсию по инвалидности, расходы существенные. В городе работает служба «социальное такси». Но, по словам Виктора, этот транспорт начинает обслуживание инвалидов с 10 часов утра. Кроме того, на «социальное такси» существует очередность - записываться надо заранее.

- Вот сейчас жду врача. Выйдет, наверно, ко мне с линейкой - измерять, на сколько сантиметров ноги за два года отросли, - грустно шутит Виктор.

- Я слышала, вам выдают индивидуальную программу реабилитации. Может быть, ради нее приходится проходить экспертизу?

- Программу дают. А что толку? По закону, например, нам положено выделять коляску. Только в этой программе почему-то не написано, где и как ее получить. Так ради чего придумали такую программу реабилитации?

К слову, средство передвижения, которое получил Виктор, ему пришлось усовершенствовать своими руками.

- Смастерил дополнительные задние колесики, - без них коляска опрокидывается, - поясняет Виктор. - Ремни безопасности тоже сам делал. Так что даже то, что нам предлагается, требует существенной доработки...

Мы уходили из бюро медико-социальной экспертизы за полчаса до закрытия. Время как будто замерло. Люди по-прежнему терпеливо ждали своей очереди, надеясь попасть в заветный кабинет на регистрацию.

- В прошлом году мне назначили третью, рабочую, группу инвалидности, - комментирует Галина Александровна. - Приближается время переосвидетельствования, и я со страхом жду этого момента. Жутко проходить испытания, которые с трудом преодолела год назад. Тогда я вынуждена была отпрашиваться с работы, из-за чего возникли сложности в производственном процессе - на службе меня заменить некому. На оформление документов, по сути, потратила два трудовых дня. Мало того, пока стояла в очередях, наблюдала, как мучаются старенькие бабушки и дедушки. Причем чем беззащитнее человек, тем больше он страдает.

Почему люди, с трудом передвигающиеся по городу, должны ходить и «выбивать» справку? Разве после этого можно испытывать патриотические чувства к стране, в которой тебя постоянно унижают?!

Комментарий главного эксперта

- Отчасти сократить очереди в бюро медико-социальной экспертизы поможет реализация программы «Электронная Россия». Уже сейчас, не выходя из дома, можно через Интернет подать заявление на обжалование результатов экспертизы, -говорит главный эксперт по медико-социальной экспертизе по Челябинской области Наталья Клейменова. - В перспективе будем оказывать и другие услуги в электронном виде - от подачи заявления до фактического оказания услуг. Я думаю, ближе к лету пациенты уже смогут подать заявление. Конечно, для прохождения экспертизы пациенту придется лично обращаться в бюро МСЭ. Но в тяжелых случаях ее можно будет провести заочно.

Совсем ликвидировать очереди невозможно. Мы не можем заранее знать степень тяжести патологии тех, кто к нам обращается - одному больному требуется 20 - 30 минут для освидетельствования, другому несколько часов. Бывает, что на срочное освидетельствование вне очереди часто поступают тяжелобольные люди.

К тому же нам не хватает помещений для организации бюро МСЭ. В Челябинской области мы располагаем площадями, которые в полтора раза меньше, чем рекомендуются по нормативам. Но наше учреждение - федеральная структура и финансируется из госбюджета. Деньги, которые мы получаем, стараемся расходовать рационально. А если бы были дополнительные площади, я думаю, мы нашли бы специалистов и очереди бы стали поменьше.

Наталья Фирсанова

Источник: vecherka.su

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ