Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Учиться в лучших вузах можно через интернет

Российские университеты активно вводят программы дистанционного обучения

Сдать зачет по «Скайпу», отправить все контрольные на электронную почту и пообщаться с преподавателем по видеосвязи - именно так учатся «дистанционные» студенты. «Труд» выяснил плюсы и минусы такого способа получения диплома.

«Хочу получать второе высшее, но понимаю, что уже не потяну ходить в университет, пропадать там на сессиях и совмещать это с работой. Подумываю о дистанционном обучении - теперь даже профессию можно нормальную так получить, но насчет качества сомневаюсь», - делится выпускница столичного вуза Елена.

Подобные сомнения терзают всех, кого привлекает «корочка» без посещения вуза. Главным образом на это мнение повлияла многочисленная реклама странных вузов с якобы известными именами, предлагающими качественное высшее образование дистанционно. Понятно, что хорошего эффекта от такой учебы не добьешься.

Но как быть тем, у кого действительно нет времени на поездки в университет, тем более если он находится в другом городе? В таком случае дистанционное обучение спасает. Только к выбору вуза и специальности нужно подходить с крайней осторожностью.

Где, как и за сколько

В основном дистанционное обучение интересует региональных студентов, которые не прошли по конкурсу в столичные вузы. Именно поэтому некоторые московские гуманитарные университеты предлагают получить диплом, не отходя от компьютера.

Подобную услугу предлагают в РГГУ по самым популярным специальностям. Также достаточно широкое распространение «дистанционка» получила в МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики). Местные специалисты подчеркивают: лекции можно прослушивать даже в московских пробках.

«Мы не злоупотребляем лекциями, а сразу рассматриваем реальные кейсы наших слушателей, устраиваем дистанционные трансляции в региональные центры. Возможность просматривать видеолекции дома либо защищать дипломную работу в режиме телемоста, не выезжая из родного региона, с благодарностью вспоминается нашими выпускниками», - делится опытом научный руководитель программы «MBA в строительстве» МЭСИ Наталья Верстина.

Целый факультет дистанционного обучения есть в РГГУ. Шесть кафедр, 11-12 специальностей, самые популярные среди студентов вуза. Среди них - документоведение, архивоведение, менеджмент организации, экономика управления на предприятии, связи с общественностью.

Популярно дистанционное обучение и среди разнообразных бизнес-школ.

Например, London School of Business and Finance выкладывает свои материалы в соцсети Facebook, и любой зарегистрированный пользователь может бесплатно их просматривать. Такие бизнес-школы, как INSEAD и IMD, делают бесплатную рассылку с аудио- и видеолекциями своих занятий», - отмечает ведущий эксперт департамента по работе с бизнес-школами компании по образовательному консалтингу Begin Group Антон Рягузов.

Конечно, для того чтобы получить диплом любой из этих школ, прослушать лекции недостаточно. Для «корочек» нужно оплатить обучение и пройти все основные курсы. Однако понять, ваше ли это, и опробовать себя в роли студента одной из бизнес-школ можно, не выходя из дома.

Это не образование - это халтура

Безусловно, возможность дистанционного обучения во многом зависит от специализации. Так, если гуманитарий может получить действительно неплохое образование даже онлайн, то студентам технических специальностей такая форма обучения - что мертвому припарка. Особенно остро это ощущается на разного рода инженерах.

«Я считаю, что когда мы говорим о первом высшем образовании, то мы говорим об обучении плюс воспитании. Дистанционно воспитать очень трудно. При любой форме должен присутствовать преподаватель, его личность, его авторитет. Когда мы говорим о первом образовании, оно не может быть абсолютно дистанционным. Это халтура», - высказывает свое мнение первый проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин.

В то же время в «Бауманке» подчеркивают необходимость использования информационных технологий в классической форме обучения.

«Форма дистанционного образования у нас реализуется в следующем виде. Для студентов мы проводим лабораторный практикум удаленного доступа. У нас есть уникальные установки, которые находятся в единственном экземпляре в стране, например на МКС. Студентов туда не привезти, но они могут участвовать в работе онлайн, могут пользоваться результатами исследований и работы установки», - отмечает Евгений Юдин.

Кроме того, в университете есть внутренняя сеть, по которой студенты, не выходя из общежития, могут работать с различными учебными материалами.

«Но хочу подчеркнуть, что инженера дистанционно подготовить нельзя. К тому же русский человек настолько изобретателен, что может сдать экзамен дистанционно вовсе не сам. Знания необходимо проверять только лично».

Онлайн-общение для всех

Но есть и те категории студентов, для которых дистанционное обучение - единственная возможность получить высшее образование. К таким, например, относятся дети с ограниченными физическими возможностями или же те, кто не может выбраться из регионов для обучения в столице.

«В РГГУ в декабре 2007 года был открыт факультет дистанционного обучения, где обучение студентов происходит с использованием дистанционных технологий. Во многих регионах на сервере студент получает доступ к учебному плану, где есть материалы, доступ к библио-теке РГГУ, вопросы по курсу, хрестоматийный охват по литературе по курсу, контрольные материалы, тесты, вопросы, на которые нужно ответить», - рассказывает о своем опыте работы замначальника управления регионального развития РГГУ Людмила Кузнецова.

Параллельно каждые выходные в течение почти 12 часов проводится онлайн-вещание. Студенты могут участвовать в семинарах и конференциях по телемосту.

Кроме того, по видеосвязи проходят зачеты и экзамены. Есть и видеофильмы. Каждая лекция отдельного преподавателя записывается и загружается в архив. Открыть их можно в любой момент. Если у студента есть желание пообщаться с преподавателем индивидуально, он может сделать это прямо в блоге на сервере, либо по «Скайпу», либо по e-mail.

«Как видите, мы не лишаем студента возможности общаться и показывать свои знания лично», - отмечает Людмила Кузнецова.

Кому это нужно

Все эксперты в один голос твердят: дистанционное образование не должно быть первым получаемым высшим образованием за исключением редких случаев. Кроме основного диплома это может быть повышение квалификации или переподготовка кадров.

Но если тот или иной регион достаточно продвинут в плане связи, человек может спокойно получить доступ. Это как молодые мамы, сидящие с детьми, так и служащие офисов, которые с удовольствием используют такую возможность.

«Когда ты начинаешь работать, данная форма обучения дает тебе свободу, как экстернат: сдаешь экзамены и зачеты, когда хочешь, смотришь библиотеку, общаешься с преподавателем», - отмечают в РГГУ.

В главном университете страны роль «дистанционки» в системе образования также не отрицают: удобно, инновационно, быстро.

«Это актуально для России с ее огромной территорией. Большие корпорации часто имеют филиалы в разных городах, - отмечает заместитель декана по учебной работе Высшей школы инновационного бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова Екатерина Фортыгина. - Но в России нет стандартов дистанционного обучения. С одной стороны, это плюс: в программу можно включать любые элементы. С другой - минус, так как эти стандарты могут быть приняты в любой момент, и тогда программу придется заново переделывать».

Что ждет тех, кто получил диплом дистанционно

Брать на работу специалиста с дипломом о дистанционном высшем образовании - все равно что брать кота в мешке, считают эксперты в области образования и рынка труда. Трудоустроиться с «удаленным» дипломом пока сложно.

«Недавно я проводила собеседование с таким „специалистом". Даже язык не поворачивается назвать его человеком с высшим образованием. Что дает диплом, если ты два слова связать не можешь в той профессии, где говорить нужно», - рассказывает HR-специалист крупного регионального производства Анна.

Девушка занималась поиском сотрудника в отдел по связям с общественностью. На вакансию откликнулся молодой человек со странным дипломом никому не известного вуза. «Вот тебе и обучение дома. Может быть, это вообще все профанация? Диплом просто купил, что может оказаться даже дешевле, чем учиться в этом так называемом университете», - сетует Анна.

Работа с документами

Повезти может тем, кто правильно выбрал вуз с дистанционной формой обучения. Даже если это ваше первое образование, при хорошем подходе к будущей профессии вас оторвут с руками и ногами.

«Всем известно, что РГГУ вырос из Московского государственного историко-архивного института. Это наше основное направление - архивы и документы. Вы видели хоть одну компанию, в которой нет человека по делопроизводству? И лучшие из них - именно наши выпускники», - рассказывает замначальника управления регионального развития РГГУ Людмила Кузнецова.

В этом случае повысить свою квалификацию могут даже секретари, которым так или иначе приходится иметь дело с документами, а зачастую именно это и является их основной работой. Возможно, с соответствующей квалификацией работодатель и пересмотрит зарплату секретаря в сторону повышения.

Бизнес-школы для взрослых

Управленцы, а также руководители среднего звена тоже могут проиндексировать свою зарплату с помощью всевозможных бизнес-школ - при крупных университетах или же в филиалах западных образовательных программ.

«Некоторые бизнес-школы предлагают своим слушателям самостоятельно заниматься обучением, предоставляя им в некоторых случаях на бесплатной основе материалы, необходимые для прохождения программы», - комментирует ведущий эксперт департамента по работе с бизнес-школами компании по образовательному консалтингу Begin Group Антон Рягузов.

Таким образом, получив диплом об окончании подобной школы, руководитель сможет не только улучшить свой доход, но и применить на практике полученные западные стандарты работы.

Инженеров не поймут

Техническим специалистам подобное образование в работе поможет вряд ли. Прежде всего потому, что полученные знания не смогут применяться ими на практике.

«Когда мы говорим о допобразовании, о повышении квалификации, человек платит деньги и знает, что ему это надо. Но дистанционно проверять знания в этой области мы опасаемся», - отмечает особенности первый проректор, проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин.

По его словам, на второе образование в «Бауманку» иногда приходят гуманитарии, но это заочная форма обучения. Для каждого слушателя в таком случае составляется свой учебный план в зависимости от его знаний. Дистанционно же понять, кому и что нужно, практически нереально.

Будущим педагогам в помощь

Реальную помощь как в повышении квалификации, так и в дополнении к основному образованию дистанционное обучение может оказать педагогам. Практически в 100% случаев работающий учитель не может оторваться от учебного процесса, но повышение квалификации - это дополнительные возможности и деньги. Тем же, кто мечтает о карьере педагога, получить дополнительную «корочку» дистанционно также не будет лишним.

«Чтобы научить ученика, нужно сперва научить учителя. И мы этим занимаемся. А все информационные технологии очень полезны для самоподготовки, для быстроты процесса. С преподавателями этот „трюк" проходит лучше всего», - делится опытом Евгений Юдин.

Опрос: Стали бы вы получать дистанционное образование?

Дарья Васильева, ПГТУ (Пермь)

- Это хорошая альтернатива классическому способу получения знаний, поскольку дает большую мобильность. Сейчас я совмещаю учебу на дневном отделении (5-й курс) и работу, иногда это довольно проблематично.

Есть мысли о втором высшем - возможно, дистанционном. Заявления о том, что качество такого образования ниже, - демагогия. Неквалифицированных специалистов и с дневных отделений выпускается масса.

Александр Яковлев, УрФУ

- На себе прелести и недостатки дистанционного обучения не испытывал, но думаю, что, если бы выдалась такая возможность или была бы необходимость, не отказался бы. Полагаю, что все контролируется, нельзя смухлевать так, как можно на живом экзамене со шпаргалками и прочим. Здесь вы с преподавателем с глазу на глаз. И если что-то будет не так, то можно экзамен и прекратить. А видеокурс лекций - это вообще классная штука.

Любовь Минасян, УрГУ

- Высшее образование - серьезный шаг для вступления молодого специалиста во взрослую жизнь. Трудно будет назвать выпускника «дистанционного» института специалистом своего профиля. Ведь подобная форма дает очень мало практики и теории. 90% изучается самостоятельно, а это ни к чему хорошему не приводит. Я считаю, такая форма обучения не нужна. Это просто какое-то незаслуженное получение «корочки».

Цифры

6 кафедр в составе факультета дистанционного обучения РГГУ успешно работают с 2007 года

10 лет назад в России приступили к развитию дистанционных форм обучения

20% может составить прибавка к зарплате у специалиста с «правильным» дополнительным образованием

12 часов может длиться связь с преподавателем онлайн во время семинаров, зачетов и конференций для дистанционных студентов

12 000 рублей - стоимость онлайн-программы повышения квалификации в МЭСИ

12 регионов на данный момент охвачены «дистанционкой» РГГУ

Инна Моисеева

Источник: trud.ru