Архив:

Шанс на будущее

Школа, о которой ещё недавно можно было только мечтать

- У нас самая обыкновенная общеобразовательная школа, - говорит директор Центра образования «Технологии обучения» Александр Ездов, и в чем-то он прав. Здесь та же программа, ЕГЭ, тот же государственный аттестат о среднем образовании... Но все же это совсем не обыкновенная школа. Может быть, в будущем все школы будут такие, но пока она одна. Одна в Москве - правда, в России по ее типу уже создано несколько школ.

Все начинается с входа. Подходим к нему и видим, что ворот, как в других школах, нет. Есть стандартный железный кованый забор, но перед входом железное ограждение исчезает - его нет. А вместо этого - широкая площадка, и тянется дорожка к крылечку, не красная, конечно, а шершаво-ребристая, чтобы не поскользнуться и не упасть. Здесь это очень важно! И только тяжелые бетонные бортики, расставленные пунктиром, как защита от вездесущих машин, но не помеха пешеходам. Вот спешащие в школу ученики. Десятилетняя девочка под ручку с папой обсуждают особенности столичной погоды и бесконечные пробки. Машину пришлось оставить за три квартала, чтобы успеть к началу занятий.

- Сегодня я прошла недельную норму, - устало выдохнула дочка у крыльца.

- Хорошо, что погода сухая и теплая, - подбодрил папа, вытащив из-под мышки второй детский костыль. Девочка, ловко опираясь на пару костылей - тот, с которым она всю дорогу шла, и второй, который ей нес папа, и живо поднялась по ступенькам. Мальчишка на инвалидной коляске давно оставил маму позади, обогнал двух зазевавшихся девчонок и стремительно въехал в дверь - сразу видно: баловник. Охранник помог, пожурил и похвалил одновременно. Здешние ученики не могут учиться в обычной школе, поэтому пришли в эту, необычную - Центр образования «Технологии обучения».

По физике в седьмом, по литературе в пятом

Эта школа была создана в 2003 году. Автор идеи - педагог Елена Игоревна Булин-Соколова, ее поддержали не только инициативные родители, неравнодушные учителя, но и правительство Москвы.

Новый центр образования организовали на базе Центра информационных технологий и учебного оборудования. Суть в том, что здесь учат детей, которые находятся на домашнем обучении, с помощью информационных технологий. Большинство учеников - инвалиды. Учат индивидуально каждого, по специально разработанному для конкретного ребенка плану обучения, но в рамках школьной программы. Например, ученик может проходить программу по физике за девятый класс, по русскому языку за восьмой, а по биологии за седьмой. Главное, чтобы к выпускному ЕГЭ школьник подошел с полным набором знаний. Такая форма обучения стала спасением для многих детей-инвалидов, которые из-за недуга не могут ходить в обычную школу, но не хотят учиться в коррекционной.

«Вечерка» уже много раз писала об этом, но, думаю, не грех повториться: у детей-инвалидов сегодня есть несколько возможностей и путей получить образование. Первый - это специализированная школа или школа-интернат, где дети со сходными проблемами здоровья собраны вместе, и только они. Но не каждый хочет замыкаться в этом круге. Есть надомное обучение, когда учитель массовой школы приходит домой к ученику после своей основной работы - школьных занятий, но он не знает особенностей обучения детей с проблемами здоровья, не владеет педагогическими технологиями индивидуального обучения.

Лучше понимают таких детей надомные школы, но, как и многие коррекционные школы, часто работают по урезанному учебному плану, и поэтому у выпускников другие дипломы. Сейчас появилась инклюзивная форма обучения, где программа полная, аттестат стандартный, но пока еще много сложностей в освоении учебного материала детьми-инвалидами. Они часто не успевают записать, расслышать, запомнить, понять...

К тому же эти ребята нередко болеют, выпадая на недели и даже месяцы из учебного процесса, что создает дополнительные сложности, которые, конечно, решаемы, но пока не везде и не всегда.

По мнению Александра Ездова, инклюзивное образование в обычных общеобразовательных школах будет более успешным, если его дополнить интерактивными индивидуальными уроками, на которых будет разбираться все то, что недопонял ученик, пропустил по болезни.

В самом Центре образования «Технологии обучения» успешно сочетают очную и заочную форму обучения, вернее, дистанционную.

И никто не прогуливает уроки

Здесь учатся те, у кого есть проблемы передвижения, дети с тяжелыми соматическими заболеваниями, такими, например, как онкология. Даже домашнее обучение им недоступно, ведь к детям с ослабленным иммунитетом учитель не может прийти домой из-за опасности инфекции. Для таких ребят дистанционная форма с помощью информационных технологий - единственная возможность получать знания. В этом центре образования есть ученики двенадцати, пятнадцати и даже тридцати лет, которые до этого не учились нигде, потому что не могли. И только с появлением этой школы у них появилась эта возможность.

Те, кто может посещать школу, приходят сюда 2-3 раза в неделю на 5-6 уроков, как обычные школьники, только к таким стандартным предметам по программе, как математика, литература, физика, добавляются занятия с психологом, логопедом, дефектологом. А еще проходят занятия танцетерапии, музыки, живописи.

Детей со всей Москвы сюда привозят на семи школьных мини-автобусах, специально приспособленных для перевозки инвалидов-колясочников.

В остальное время дети учатся на дому дистанционно. Правительство Москвы выделило деньги, на которые не только оборудовали школу, но и предоставили каждому ученику компьютерную технику, поставили нужные для учебы программы, ежемесячно оплачивается интернет-трафик и т. д.

Для каждого ученика разработано индивидуальное расписание и своя программа обучения. Перед уроком домой школьнику звонит учитель, включается компьютер, запускается скайп, открывается сайт предмета, где находятся все учебные материалы, и начинается работа. Здесь у учителя нет возможности подойти, нависнуть угрожающе над нерадивым учеником, но зато он всегда посмотрит, пишет ли школяр нужные формулы или человечков или чего похуже рисует на экране. Задача учителя - заинтересовать, удержать внимание ученика, стимулировать к учебе. Но и сами ученики этой школы, как правило, не отлынивают от занятий. Ведь не только родителям, но и каждому ребенку ясно, что их шанс, может быть, единственный шанс на успешную жизнь - это освоить информационные технологии и получить аттестат.

Поэтому ребята преодолевают боль, немощи, лень, капризы и упорно учатся в школе и дома. Неудивительно, что большинство сдавших выпускные ЕГЭ продолжают совершенствоваться, обучаясь в вузах.

Коляска для друга

Школа - это не только учеба, но и общение. Общаются и здешние школяры.

Даже если не может прийти в школу, то всегда повидается с одноклассниками во время групповых занятий по Интернету с помощью видеоконференции - вместе на виртуальном уроке собираются до 5 человек плюс учитель. Те, кто выходит из дома, остаются в школе для дополнительных занятий на творческих курсах - музыка, рисование, мультипликация, литературный перевод, для репетиций в школьном театре. Дети стараются жить полной жизнью, несмотря на все болезни.

- Идешь по школьному коридору, а навстречу едет девочка на инвалидной коляске, просто светится радостью. Спрашиваешь у специалистов, и оказывается, что у девочки все болит, болит постоянно, все время, и что с этим делать, врачи пока не знают. Как она при этом учится? Как живет? Это сложно понять. Но вот такие у нас ученики, - говорит директор центра «Технологии обучения».

Здесь учатся и те дети, которые знают, сколько им отмерено, но, несмотря на это, продолжают учиться и этим отодвигают прогнозы врачей. Видя друг друга, общаясь, дети не замыкаются в своем горе, учатся сочувствовать, помогать тому, кто рядом и кому еще хуже. Недавно один из учеников продал свои картины на благотворительном аукционе. Полученные деньги не истратил на себя, а передал другу, который так мечтал о новой инвалидной коляске.

Вот такие они, эти дети, такая вроде бы обычная школа. С одной стороны - школа как школа: дети, классы, учителя. Но стоит только зайти, хотя бы на перемене, и школа удивит. Нет привычной толчеи, толкотни в коридорах, детей много, но бегают мало, больше сидят или ездят на инвалидных колясках. Много мам терпеливо ждут окончания уроков и, услышав звонок, с нетерпением смотрят на закрытые еще двери классов, суетливо шурша пакетиками с едой: «А вдруг есть захочет?»

Классы разбиты перегородками на множество мелких отсеков, и в каждом проходит индивидуальный урок с учеником. Есть классы, куда не приглашают детей, там только учителя, а ученики смотрят на них с экрана компьютера, сидя дома. У каждого лестничного пролета - зубчатые подъемники, в холлах - кресла и столы, как в залах ожидания.

Но, что меня поразило больше всего, здесь очень много детских улыбок, несоизмеримо больше, чем в обычных общеобразовательных школах. Дети на инвалидных колясках, на костылях, но все со светящимися счастьем улыбками. Как? Почему? Может быть, из-за того, что мама рядом? Или учителя здесь понимающие? А еще уроки ведутся не в толпе, а индивидуально?

Дети не задумываются над этими вопросами, а просто с радостью приходят сюда учиться.

Справка «ВМ»

В Центре образования «Технологии обучения» учатся около 700 учеников. Из них 250 - на основном обучении, это те, кто здесь будет сдавать ЕГЭ и получит аттестат. 450 - получают дополнительное образование: учатся музыке, изобразительному искусству и, конечно, осваивают информационные технологии.

Наталья Козырева

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ