Архив:

Без барьера

Более сотни обнинских детей по состоянию здоровья находятся на индивидуальном обучении. Образовательные услуги для детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, как уверяют специалисты, полностью доступны.

Сегодня вопросом доступности образования для инвалидов всерьез озаботились на федеральном уровне - за ближайшие пять лет число школ в нашей стране, где смогут предоставлять комфортные условия для совместного обучения детей-инвалидов со сверстниками, должно возрасти в 10 раз (с 2% до 20%).

Что касается Обнинска, в наукограде только одна школа (№4) оборудована пандусом - остальные здания даже не предполагали подобные решения с архитектурной точки зрения. Как говорят в управлении общего образования, сегодня это больной вопрос. С другой стороны, по словам начальника управления Анатолия Гераскина, в городе удалось по максимуму обеспечить доступ детей с отклонениями в здоровье к образовательным услугам. Если говорить более конкретно, то работа ведется по 4 направлениям. Во-первых, в Обнинске есть 129 детей, которые находятся на индивидуальном обучении на дому, но могут посещать некоторые уроки в школе. Во вторую группу входят 38 детей - они по состоянию своего здоровья вообще не ходят в школу и занимаются с учителями исключительно на дому. Также сформированы коррекционные классы (их посещают 332 ребенка) для детей с задержкой в психофизическом развитии. Последнее звено - так называемые компенсирующие классы, которые ставят своей задачей нивелировать социальные факторы. В таких классах зачастую обучаются дети мигрантов.

«В этом году мы добились серьезных изменений, - уточняет Гераскин. - Сегодня на индивидуальном (домашнем) обучении находятся 129 детей - они получали справки с пометкой «на дому» (получают ее после прохождения специальной комиссии). Благодаря такой приписке школы получают областные субвенции. В денежном выражении они выглядят вполне прилично - от 40 до 60 тысяч рублей в год на одного ребенка. То есть за один час преподавания на дому учитель получает как за работу с целым классом. Раньше же учителя шли к детям-инвалидам домой неохотно - чтобы обеспечить дополнительную оплату, приходилось «потрошить» премиальный фонд. Но с этого года удалось систематизировать процесс».

...Ученик школы №3 Максим В. (имя изменено) несколько лет назад во время летних каникул получил серьезную травму. Перенес множество операций. Новые ждут в недалеком будущем. Однако в сентябре он по своему желанию и желанию родителей посещал школу, несмотря на то, что даже ходит с трудом. Как рассказывает директор школы Любовь Сучкова, одноклассники Максима относились к нему с особой заботой - оберегали от суетной детворы, помогали в столовой.

Мальчик-инвалид остается полноценным членом класса. «В нашей школе есть дети, которые находятся на индивидуальном обучении на дому, - рассказывает Любовь Михайловна. - И мы всячески приветствуем, когда родители выражают желание помочь в социализации ребенка, если нет на то медицинских противопоказаний. То есть приводят его в школу на отдельные занятия или внеклассные мероприятия. Конечно, в таких случаях большая ответственность ложится и на родителей, и на учителей. Но для детей, находящихся на индивидуальном домашнем обучении, такой подход крайне важен - так они хотя бы частично могут находиться в детском коллективе и общаться со сверстниками. Да и для обычных школьников это отличный опыт. Ребята, воспитанные в такой среде, добрее, толерантнее. Они видят чужую беду, но не унижают людей с ограниченными возможностями, а хотят оказать им помощь».

К слову, когда речь заходит о доступности образования для детей-инвалидов, Анатолий Гераскин упоминает и о новых технологиях. Калужская область приступила к реализации проекта дистанционного обучения. То есть посредством интернет-связи дети, находящиеся дома, в режиме реального времени могут как бы присутствовать на уроке. Пока проект работает в тестовом режиме. Как уточняют в управлении общего образования, в следующем году на обеспечение оборудованием область получит порядка 150 миллионов рублей федеральных средств. Часть денег «уйдет» в Обнинск - город подал заявку на приобретение оборудования для 26 человек.

«Еще успешный опыт реализован на базе школы №4, - продолжает Гераскин. - Учреждение заключило договор со школой «Кирилл и Мефодий». «КМ-Школа» - это информационный продукт для средних образовательных учреждений, созданный на основе интернет- технологий. Он объединяет уникальный образовательный контент, систему доставки и управления им. Проще говоря, логика системы состоит в том, что у ученика есть возможность из дома пользоваться образовательной базой данных. В ней по всем предметам разработаны уроки, включая объяснение нового материала, решение задач, проведение опытов и так далее. Кстати, с «КМ-школой» могут заключить договор и сами родители».

Светлана Веприкова

Источник: newsreda.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ