Архив:

Обыкновенное чудо

Дети-инвалиды в нашем государстве - почти что изгои, в особенности, если их инвалидность связана с умственной отсталостью, а сами дети - сироты. Принято считать, что перспектив у таких детей практически нет, а их место пожизненно в закрытом учреждении. Однако уже более двадцати лет директор Багряниковской специальной коррекционной школы-интерната Муса Ванцаев вместе со своим педагогическим коллективом доказывает обратное.

Багряниковская школа - государство в государстве. В ее владении 500 гектаров земли, на которых располагаются школа, индивидуальные домики для воспитанников, столярные мастерские, швейные цеха, хлебопекарня, ферма, леса, поля и огороды, футбольное поле и новейший крытый стадион с искусственным покрытием и трибунами для зрителей. Все это не само упало с неба, а приобреталось и строилось годами при помощи педагогов и воспитанников интерната. Сейчас в школе 112 детей, из которых 24 сироты, 14 инвалидов, остальные - дети, оставшиеся без попечения родителей. Все дети имеют диагнозы, связанные с отклонениями в развитии, умственной отсталостью различной степени.

Поворотный момент в истории школы произошел в 1988 году, когда школу-интернат возглавил выпускник филологического факультета Ярославского педагогического института Муса Синаевич Ванцаев. До этого он несколько лет руководил отделом образования и спорта Первомайского райкома комсомола, и сам попросился на эту нелегкую должность. Говорит, что жалко было смотреть, в каких тяжелых условиях живут воспитанники интерната, хотелось их жизнь изменить к лучшему.

Школа тогда располагалась в старом барском доме без водопровода и канализации. Муса Синаевич начал свою работу с сооружения нового здания школы.

- В те годы это казалось невыполнимой задачей, - вспоминает он, - все строительство шло строго по плану, и нужно было годами ждать, пока тебя включат в план на проект, а потом, когда дойдет очередь в подрядной организации. Но я решил договориться о возведении здания вне плана.

Сказано - сделано. Проект нового здания бесплатно разработал ярославский институт «Резонопроект», взявший шефство над школой. Затем директор долго обивал пороги разных организаций, пока не дошел до треста Ярхимпромстрой, где нашел понимание генерального директора Николая Байдужего. Николай Николаевич так проникся проблемами детей-инвалидов, что категорически сказал: «Если не мы, то кто же? Поможем ребятам, чем можем!»

Деньги на первый цикл строительства выделил детский фонд имени Ленина, а на заключительный - тогдашний губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын.

В стройке приняли участие и работники интерната, и воспитанники старших классов. В итоге 30 августа 1994 года ребята въехали в новое здание с водопроводом, канализацией и центральным отоплением. Дети наконец-то зажили в цивилизованных условиях. Но, как оказалось, создать хорошие условия для жизни и учебы - лишь полдела.

- В те годы наша школа, как и все коррекционные учебные заведения, доучивала детей только до 9-го класса. А дальше наши выпускники разъезжались по училищам, и далеко не все могли адаптироваться в новых условиях. Привыкшие к постоянному контролю, они не могли организовать себя самостоятельно, пропускали занятия, не усваивали программу и потом не могли найти себе работу, терялись в жизни, многие попадали в криминальную среду, которая особенно пышным цветом расцвела в девяностые годы, - говорит Муса Синаевич. - Даже в нашей школе до моего прихода 70% выпускников привлекались к уголовной ответственности и попадали в исправительные колонии. Я стал добиваться, чтобы при школе были открыты классы профессионального обучения, где ребята обучались бы ремеслу и до совершеннолетия находились под нашим контролем.

Систем по профессиональному обучению детей с отклонениями в развитии в то время не было, и Мусе Синаевичу вместе с педагогами профессионального обучения пришлось разработать авторские программы. В итоге сюда стали приезжать учиться выпускники коррекционных интернатов со всей области.

- Я понимал, что наша основная задача - адаптировать детей к взрослой жизни, - говорит Муса Синаевич, - а для этого необходимо, чтобы они все познавали на практике. Просто изучать по книгам теорию - недостаточно.

Так, при школе открылись швейные и обувные мастерские, хлебопекарня, колбасный цех. Появились свои конюшни и коровники, поля и огороды. Ребята начали осваивать различные профессии, начиная с обувщика и хлебопека и заканчивая трактористом и оператором машинного доения. Первую технику школа приобрела в 1996 году, выиграв грант департамента занятости населения. Тогда были закуплены два трактора, сенокосилка, другая техника для обработки сельхозугодий. Ребята получили возможность не только овладевать профессией тракториста, но и самостоятельно обрабатывать поля, заготавливать корм для скота. Школа постепенно стала переходить на самообеспечение, выращивая все необходимое для пропитания детей и педагогов.

В настоящее время ежегодный оборот от хозяйственной деятельности в школе составляет полтора миллиона рублей. Чистая прибыль - 354 тысячи рублей. Эти деньги идут на покупку нового спортинвентаря, турпоходы, участие в фестивалях и спортивных соревнованиях, на покупку некоторых дорогостоящих лекарств для нуждающихся в них детей, на помощь выпускникам школы.

Обычная беда выпускников детских домов - отсутствие бытовых навыков, неспособность обслуживать себя. В Багряниковской школе этому обучают с первого класса. Уже пять лет здесь работает проект «Свой дом». Начался он с того, что директор предложил детям попробовать самим научиться строить себе жилище. Поехали в заброшенную деревню за 7 километров, разобрали там дом и привезли на территорию школы. Ребята участвовали во всех циклах работы - заливали фундамент, помогали собирать сруб, крыли крышу, занимались отделочными работами. Девочки шили занавески, постельное белье, наводили уют в доме. Сейчас на территории интерната уже пять таких домов, построенных совместно с воспитанниками. Живут в них дети «семьями» - с

1-го по 11-й класс. Вместе с ними круглосуточно находятся воспитатели. В домиках все удобства, бытовая техника, стиральные машины. Около каждого - приусадебный участок, где выращивают овощи, разбивают клумбы и альпийские горки, соревнуясь друг с другом в садовом дизайне. А осенью, как положено, делают заготовки из собранного урожая. Так что во взрослую жизнь ребята вступают, имея все навыки ведения домашнего хозяйства.

Еще одна гордость Багряниковской школы-интерната - спортивные успехи. Кубки, медали и грамоты занимают целую стену в коридоре школы. Багряниковские ребятишки выигрывали спартакиады в США, Швеции, Англии, Ирландии, Словакии, Китае, побеждали в российских и областных соревнованиях по теннису, волейболу, бадминтону, футболу. Всего в школьной коллекции 350 спортивных наград, из которых 35 - международные. Это при том, что во всем Первомайском районе нет ни одной спортивной школы, да и в самих Багряниках нет профессиональных тренеров.

Я спросила у директора, как удается преодолеть плохую наследственность, ведь большая часть воспитанников - сироты при живых родителях, отягощенные целым букетом заболеваний на генном уровне.

- Во-первых, перед глазами детей только положительный пример, - объясняет он, - у нас в школе никто не курит, не употреб-ляет спиртных напитков. У нас престижно хорошо учиться, и все понимают, что единственный шанс пробиться в жизни - приобретать профессию и работать. Поэтому ни учиться, ни работать никого заставлять не надо, им самим это интересно. Во-вторых, каждый год мы придумываем какое-то большое общее дело. Либо оборудование стадиона, либо строительство нового дома, либо открытие нового производства. Это, как ничто другое, сплачивает коллектив. А потом ребята чувствуют, что здесь их любят, уважают в них личность, помогают раскрыть способности, и они стараются оправдать доверие старших.

Муса Синаевич посетовал, что сделать можно было бы гораздо больше, если бы государство шло навстречу школе. Из-за непомерного налогообложения и требований ветеринарной службы пришлось закрыть здешний колбасный цех, который снабжал продукцией весь район, свернуть хлебобулочное производство: теперь пекарня работает только на нужды школы и нескольких окрестных деревень. Пришлось ликвидировать конюшню и отказаться от проекта розлива минеральной воды, так как инвесторам не разрешили приобрести в собственность скважину, которая находится на землях интерната. «Хотели заняться здесь деревообработкой, но из-за бюрократических проблем инвесторы ушли в райцентр, - вздыхает Муса Ванцаев. - Также мимо нас проходят все государственные дотации, которые положены сельхозпредприятиям, а вот налоги мы платим по полной программе. Поэтому когда какой-нибудь чиновник привозит нам в подарок очередной телевизор, я с грустью думаю о том, что мы за год отдаем в государственную казну несколько десятков таких телевизоров и как много мы могли бы сделать на эти средства для школы».

Впрочем, главное богатство школы - ее люди. Педагоги, которые делают невозможное вопреки всем законам природы.

Елена Батуева

Источник: tribuna.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ