Архив:

Инвалиды в России: на пути к равным возможностям

12 декабря в Российском агентстве международной информации РИА Новости состоялась онлайн-конференция "Инвалиды в России: на пути к равным возможностям" в которой приняли участие депутат Госдумы РФ Олег Смолин и руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.

Оветы на вопросы

  • Вступительное слово Смолина Олега:

    Дорогие друзья, я рад, что в Российской Федерации отмечается декада инвалидов, как, впрочем, и во всем мире. Я уверен, что 3 декабря, это не праздник, но, скорее, памятная дата. Это хороший повод для инвалидов отметить, а для власть предержащих вспомнить о том, что у них есть такая категория граждан подзащитных, которая охватывает, по крайней мере, каждого десятого гражданина в Российской Федерации. Я совершенно уверен в том, что в последнее время, после того, как любимца российских инвалидов и пенсионеров Михаила Зурабова на посту руководителя федерального министерства сменила Татьяна Голикова, мы наблюдаем некоторые подвижки в лучшую сторону. Но подвижки эти, с моей точки зрения, не успевают за развитием экономического и социального кризиса в нашей стране. И все-таки о подвижках. Напомню, что по нашим обращениям, обращениям руководителей общественных организаций инвалидов, Президент России Дмитрий Медведев дал согласие воссоздать Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. То есть должна появиться площадка, где люди с ограниченными возможностями здоровья, но неограниченными возможностями духа смогут озвучивать свои проблемы непосредственно первому лицу. Второе. Я напомню, что во время встречи 9 октября сего года с фракцией компартии Российской Федерации, где я, будучи человеком беспартийным, работаю, Владимир Путин дал согласие встретиться с руководителями общественных организаций инвалидов и депутатами, представляющими их интересы в парламенте. В бытность Президентом России Владимир Путин несколько раз встречался в таком формате, и каждый раз после этого были некоторые положительные подвижки. Я напомню, что в Правительстве Российской Федерации рассматривается законопроект депутатов Ломакина и Смолина, согласно которому... Два законопроекта, но на один их ни уже получено отрицательное заключение, а вот со вторым законопроектом ведется работа, и недавно начальник Департамента министерства Ольга Самарина публично заявила о том, что законопроект будет поддержан, и что произойдет возврат от пенсионной поддержки и социальных выплат по степеням утраты трудоспособности к социальной поддержке по группам инвалидности. Очень важная вещь. Правда потом это было истолковано таким образом, что это касается только ежемесячной денежной выплаты, а не пенсии, хотя для инвалидов главное не ЕДВ, а именно пенсия. Напомню, что еще есть и другие подвижки, о которых мы расскажем в процессе ответов на вопросы.

  • Виктор, Лучегорск:

    К сожалению, наше общество чаше всего смотрит на инвалидов, как на изгоев. Чрезвычайно трудно жить так. Низкая пенсия, льготы не сделают шире дорогу инвалидам. Есть ли специальные проекты по интеграции инвалидов в общество?

  • Евгений Гонтмахер:

    Вообще-то, формально говоря, такие проекты есть, начиная от федеральной целевой программы по социальной защите инвалидов, которая уже достаточно много лет реализуется, и в данный момент эта программа реализуется. Есть региональные программы, но они, конечно, неравноценные, потому что все зависит от воли губернаторов и от возможностей регионов. Есть, кстати говоря, довольно много программ, которые реализуют общественные организации. И, кстати, общественные организации инвалидов и не только. Но сказать так, чтобы это была некая система, в которой любой инвалид может получить поддержку, и куда-то не провалится вот в эту щель, где он будет никому не нужен, об этом пока, конечно, говорить рано, к сожалению. Как раз вот то, что Россия подписала Конвенцию, и если она будет ее реализовывать в полном объеме, как раз, наверное, может создать условия для того, чтобы вот эти проекты были сплошные и касались каждого, кто должен в этом участвовать.

  • Олег Смолин:

    Я уверен, что интеграция инвалидов в общество не может быть результатом какого-то одного проекта или даже нескольких проектов, она может быть только результатом комплексной государственной политики по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Это первое. Второе. Я недавно прочел результаты социологического опроса и крайне удивился. Если верить результатам этого социологического опроса, то инвалиды входят в тройку тех групп населения, которые вызывают наибольшую неприязнь другой части, остальной части населения. Я удивился, поскольку я лично на себе никогда этого не чувствовал. Но, возможно, социологи в чем-то и правы. Возможно, степень дегуманизации общества дошла до такой степени, что инвалиды попали в число изгоев и в общественном мнении. Третье. Я тоже поддерживаю идею о том, что подписание Конвенции, это не завершение, а только начало работы по новой волне интеграции нашего брата в общество. И хотел бы подчеркнуть в продолжение темы, что одно из коренных отличий Конвенции от действующего российского законодательства состоит в том, что она содержит так называемый социальный подход к инвалидам, а не подход, связывающий инвалидов с так называемой утратой трудоспособности. Другими словами, согласно Конвенции, инвалидность вызывает там, где между человеком с ограниченными возможностями здоровья и обществом, в силу социального несовершенства этого общества, возникают разного рода барьеры. А политика по отношению к инвалидам и инвалидности должна заключаться как раз в том, чтобы эти барьеры снимать. Повторяю, это не имеет ничего общего с последней версией российского законодательства. Похожая версия у нас была до монетизации. Теперь мы ее испортили, предстоит возвращаться назад. То есть вперед.

  • Владимир Салит, Томск:

    Доступное и качественное инклюзивное образование для инвалидов прописано в статье 24 Конвенции о правах инвалидов. Для этого нужна гибкая система индивидуальной помощи в образовательных учреждениях всех уровней. Предусмотреть можно только базовый набор услуг - доступный транспорт, доступная архитектурная среда, доступная информация. Дальше следует предложить РАЗУМНУЮ АДАПТАЦИЮ! Важно, чтобы дополнительное финансирование было закреплено за учеником или студентом и позволяло адресно получать помощь. Сейчас межведомственные рогатки (разделение полномочий) не позволяют этого сделать. Согласны ли вы с этими тезисами? С принятием Конвенции, чего ЖДАТЬ российским инвалидам в сфере образования завтра и ближайшие 3 года?

  • Олег Смолин:

    Начинаю как автор нескольких версий законопроектов, и даже законов, но отклоненных Президентом Борисом Ельциным, законов об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Напомню коротко историю вопроса. С 1995 года мы этим вопросом занимаемся. Два закона принимала вторая Государственная Дума, их оба отклонил Президент Ельцин. Президент Путин дал поручение своей Администрации по моей просьбе согласовать с нами текст законопроекта. Администрация не исполнила прямое поручение Президента Путина. В настоящее время мы пошли навстречу требованиям главного Государственного Правового Управления Президента и подготовили текст не отдельного закона, а закона о внесении изменений в законодательство в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Работали вместе с министерствами, с общественными организациями инвалидов, тем не менее, получили отрицательное заключение Правительства из-за позиции МЭРТа и Минфина, которые считают, что 2,5 миллиарда рублей на инвалидов, это очень много. Сейчас, в настоящее время, ищем возможность выйти на кого-то из высших руководителей государства, чтобы преодолеть отрицательное заключение Правительства, поскольку, в противном случае, наша абсолютно независимая первая власть, я имею в виду Государственную Думу, она голосует так, как ей скажут. Что в законопроекте? Много важно важных идей. Скажу только об одной. В законопроекте содержится идея права выбора родителей на то, в каких условиях будет учиться их ребенок. Мы не считаем правильным механически разламывать систему специальных образовательных учреждений, которая существует в Российской Федерации. Но мы точно также уверены, что каждому родителю, который хочет, чтобы его ребенок учился в интегрированных или, как сейчас модно говорить, инклюзивных условиях, такое право было предоставлено. Государство обязано создавать условия для образования и в специальных, и в обычных инклюзивных образовательных учреждениях. Это ключевая идея законопроекта, поддержанная абсолютным большинством организаций. Закон находится в состоянии продолжения работы, и мы надеемся, что Конвенция поможет нам ускорить его принятие.

  • Евгений Гонтмахер:

    На самом деле, закон - это было бы хорошо, действительно, если бы он такой был. Но многое зависит от местных властей. Поэтому, не дожидаясь того, что будет принято или не принято на уровне Думы, Президента, там, где внятные и нормальные губернаторы, где работает общественность, там уже есть некоторые подвижки по инклюзивному образованию. Первое. Хотя бы делают приспособленную среду для школ. Хотя бы. Это уже самый первый и, конечно, самый элементарный шаг. Второе. Есть уже, действительно, классы, группы, где совместно обучаются дети-инвалиды и дети без таких вот как бы отклонений. И потом, надо, кстати, иметь в виду, что «нормальные» дети, они же все равно с отклонениями, все же дети индивидуальны. И поэтому, если учится ребенок инвалид, это ровным счетом не усложняет процесс педагогический. Просто если нормальный педагог в школе, в детском саду, даже в ВУЗе, то для него это не проблема, если там учатся люди разные. Поэтому, с моей точки зрения, закон важен, но очень важно, чтобы был вот такой посыл с точки зрения общественности, СМИ, и вообще общественное мнение формировалось в эту сторону. И тогда, я думаю, многое можно сдвинуть.

  • Олег Смолин:

    Кстати, в Москве принята специальная программа по детям-инвалидам, и я хотел бы ошибиться, но боюсь, что Москва опять опередит федеральное законодательство и раньше нас примет закон об образовании людей с ограниченными возможностями. И молодцы, конечно.

  • Алексей Семёнов , Сыктывкар:

    Как обеспечить первичную профориентацию детей инвалидов и переучивание взрослых инвалидов? Как зарезервировать рабочие места для инвалидов? Как заставить работодателей выплачивать штрафы за отказ трудоустроить инвалидов по квотам? Как аккумулировать эти средства в спецфонде и направлять их работодателям, которые трудоустраивают инвалидов? Как заставить региональное Министерство образования наладить дистанционное и инклюзивное образование? Как заставить создать безбарьерную среду, если санкции за невыполнение мероприятий по доступности отсутствуют?

  • Евгений Гонтмахер:

    Этот вопрос очень актуален. Потому что сейчас, когда у нас уже стали говорить про кризис (вообще, это уникальный случай). Кстати, в этом смысле инвалиды, мне кажется, получили дополнительный шанс, как это ни парадоксально, получить занятость и стать эффективными работниками. Почему. Потому что это люди не с такими претензиями, как многие, вы знаете, кто хочет сразу же после ВУЗа получать большую заработную плату. Для инвалидов это, во многом, конечно, это способ для выживания, работать, но это и способ для самореализации, интеграции в общество и прочее. Поэтому сейчас, как мне представляется, будут резко активизированы, мы опаздываем, конечно, но все равно это делается, р

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ