Архив:

Владимир Гусаров и его Эфес

Пёс по кличке Эфес - крупная, с очень выразительными глазами, восточно-европейская овчарка - виляет хвостом, глядя на своего хозяина, екатеринбуржца Владимира Гусарова. Собаки-поводыри для слепых людей - большая редкость. Как рассказала председатель Екатеринбургского отделения Всероссийского общества слепых Валентина Попова, на всю Свердловскую область - всего семь таких собак-помощников. Семь - на 12000 инвалидов по зрению! Гусарову очень повезло иметь такого друга, как Эфес.

Из-за дороговизны обучения (каждая собака обходится государству в 350000 рублей) и ограниченного числа «выпускников» (всего около 100 питомцев в год) единственного в России учреждения для обучения четвероногих проводников - «Республиканской школы восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников ВОС», что в подмосковной Купавне - право на проводника имеют только инвалиды 1 группы, являющиеся членами общества слепых. Да и им приходится подолгу стоять в очереди - Владимир Петрович ждал своего красавца четыре года…

Мы выходим из подъезда. Гусаров командует: «Эфес, работать! Магазин!». И мы, не торопясь, идём к ближайшему продуктовому магазину. Эфес показывает остановкой все лужи и ямки, настораживает уши, слыша шум проезжающих поблизости машин.

Владимир рассказывает:

- В «собачьей школе» мы занимались вместе с Эфесом на специально оборудованной площадке для дрессировки. Там, например, есть автобус для того, чтобы научить собаку помогать слепому садиться в общественный транспорт. Есть ямы и колеи - учить показывать опасность. Есть участки дороги со светофорами и «зеброй»… Множество неожиданностей - падающий столб, поребрики разной высоты, фигуры людей… А перед тем, как уехать оттуда, мы вместе сдавали экзамен: Эфес - на знание маршрутов и послушность, я - на навыки правильного обращения с такой собакой: как её лечить, кормить, выгуливать…

И всё же во время прогулки хозяин иногда одёргивает пса.

- Собака, даже вышколенная, может «дать слабинку», - объясняет он. - Например, не показать препятствие… Поэтому иногда приходится быть строгим.

Проблемы со зрением у Владимира Сергеевича были ещё с рождения, но они не мешали ему вести активную жизнь. В своё время он трудился рабочим, потом мастером на одном из предприятий ВОС, избирался в Совет народных депутатов… Но в по-следнее время зрение упало почти до нуля, и только собака-проводник дала ему новую надежду на полноценную жизнь.

- Только вот, к сожалению, наш город абсолютно не приспособлен для прогулок с собакой-проводником, - с горечью говорит Владимир. - Очень много беспризорных собак, которые живут стаями и не любят «чужаков»… Они нападают на Эфеса, рвут его, а он не имеет права им ответить: со мной он «на работе» и обязан не реагировать на посторонние раздражители… Если снять шлейку, то он не даст себя в обиду, но тогда — не будет помогать мне и, как его учили, побежит домой. А я в этом случае останусь беспомощным на улице… Было несколько таких случаев, когда мне приходилось возвращаться домой одному.

Словно в подтверждение его слов из открытого двора (наш путь идёт через частный сектор) вдруг выбегает огромная собака и начинает громко лаять и бегать, кружа вокруг нас. Сердце у меня опускается в пятки - теперь я представляю, что чувствует инвалид, оказавшийся в беспомощной ситуации! Эфес не огрызается, спокойно продолжает путь, а я уже хочу звать кого-нибудь на помощь, но тут наш обидчик слышит окрик своего хозяина и убегает.

- А ещё бывает, что не пускают в магазин с собакой, - грустно продолжает Владимир. - Хотя не имеют права! Я не хочу жаловаться или ругать кого-то, но порой поражает отношение людей: некоторые не то что помочь, даже навредить пытаются! Наверное, это потому, что пока у нас очень мало собак-поводырей, и для людей это в диковинку…

Впрочем, в магазине нас встречают совершенно спокойно - видимо, здесь уже привыкли. Эфес, хорошо отработавший маршрут, получает от хозяина заслуженное лакомство.

Но на этом наша прогулка не заканчивается - Владимиру нужно съездить в центр города и я еду вместе с ним. Идём к остановке автобуса. Там все обращают внимание на красавца Эфеса: кто-то разглядывает, а кто-то отодвигается подальше.

- Иногда в общественном транспорте заставляют покупать билет на собаку, хотя по закону она должна провозиться бесплатно, -говорит Владимир. - Было раз даже, что нас высадили!

Подходит автобус, полный людей. Мы даже не пытаемся втиснутся в него, остаёмся ждать. Подъезжает маршрутка, но её водитель, увидев что мы с собакой, давит на газ, так и не остановившись… Не выдержав, я ловлю такси.

Улица Вайнера, где мы с Владимиром решили заглянуть в аптеку. Людей в центре уже гораздо больше, чем на окраине, и мы чувствуем массу внимания к нашим персонам. К счастью, всё обходится без конфликтов: спокойно покупаем необходимые лекарства, а затем идем в администрацию города, где у Гусарова есть дела.

- Вы не подскажете, как пройти в отдел по работе с обращениями граждан? - вежливо интересуюсь у охранника. - Сначала тот доброжелательно рассказывает, но потом видит собаку и просит оставить её у выхода.

- Извините, у нас есть положение, - объясняет он нам. - Это внутренний документ администрации, которым запрещается доступ в здание с животными…

- Но это собака-поводырь! Она в наморднике, в рабочей шлейке, имеет специальный значок и паспорт! - парируем мы и идём в сторону нужного кабинета.

Зато в отделе, куда мы пришли - реакция противоположная: восхищаются Эфесом, умиляются его красоте. Обращение Владимира Петровича, с которым он сюда пришёл, регистрируют без всяких проволочек.

Когда выходим, под дверью нас поджидает всё тот же охранник, который с возмущением говорит:

- Вы меня тоже поймите! Вы бы ещё тигра привели и сказали, что это поводырь!!! - еле сдерживаясь, говорит он. - Собаку нужно оставлять за дверью, а слепого может проводить до кабинета охранник! У нас бабушки на вас жалуются…

В паспорте Эфеса напечатана цитата из федерального закона: «…беспрепятственный доступ инвалида с собакой к объектам социальной инфраструктуры». Таких собак должны пускать в аптеки, магазины, библиотеки, органы исполнительной власти. Демонстрирую (уже в который раз) этот документ. Не помогает… Мы уходим - от греха подальше.

- Такая уж у нас собачья жизнь, Эфес! - грустно констатирует хозяин.

Наталья Пахомова

Источник: http://www.oblgazeta.ru/

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ