Архив:

Театр глухонемых: глух тот, кто не хочет слышать

В Таллинне создан Театр глухонемых. Его организаторы и участники хотят показать, что инвалиды все понимают и чувствуют, они тоже люди, а не какие-то иждивенцы, которые просят пособия. "Идея создания театра пришла к самим ребятам, потому что они на протяжении многих лет ездят в разные лагеря, участвуют в социальных проектах, и везде, в том числе, и на моих занятиях по психологии существует такая игровая форма как ролевые игры. Наверняка многие слышали об этом психологическом "трюке". Такой метод психологи применяют в работе с молодыми людьми и со взрослыми, с больными и со здоровыми - со всеми", - поведала Варакина порталу Delfi, добавляя, что сама общается с ними через переводчика с языка жестов.

Открытия из мира тишины

Варакина - психолог, трудится в рамках европейских проектов по обучению и переобучению взрослых людей, в том числе, безработных. С 2006 года она работает в Ида-Вирумаа и Таллинне с неслышащими.

Она говорит, что при работе с такими необычными людьми сделала для себя открытие: "Меня поразило следующее: когда мы проигрывали в ходе занятий какие-то ситуации с неслышащими людьми, то бросилась в глаза их глубокая, чувственная эмоциональность и удивительная музыкальность, чувство ритма. Ведь они не слышат никаких звуков, но, например, встают три девушки и под музыку абсолютно четко и синхронно двигаются".

Встречаясь с глухонемыми на разных курсах, психолог начала их расспрашивать и узнала, что у многих был опыт выступлений, кто-то раньше танцевал в варьете, кто-то играл в Минском театре глухонемых, кто-то в Германии стал лауреатом конкурса неслышащих актеров.

"И когда мы это все обсуждали, то я спрашивала, почему же они не решаются организовать свой клуб или студию. Очевидно, им нужен был лидер, организатор, человек, который всех собрал бы в единый коллектив, - вспоминает Варакина. - Моей задачей было услышать то, чего они хотят, и найти время это выслушать. А потом, им нужен был такой человек, который легче, чем они сами, мог бы справиться хотя бы с регистрацией театра. Ведь поиск нужных документов, поход к юристу, звонки - это требует как минимум "озвучания", что для них очень сложно".

Она признается, что ей самой не хотелось бы называться лидером, хотя она действительно стала тем человеком, который смог осуществить связь между их миром тишины и той документально-юридической стороной, которая необходима для создания театра неслышащих.

Люди разные, но язык - общий

Театр глухонемых был зарегистрирован как недоходное объединение в июне этого года. Несмотря на то, что начинание молодое, ему уже удалось собрать вокруг себя прочную команду. Не за горами и первый спектакль.

Стоит отметить, что тех, кого мы раньше называли глухонемыми, сейчас принято более корректно называть людьми с нарушениями слуха и речи, или неслышащими.

"У нас в театре задействованы люди, которые абсолютно не слышат и не говорят. Есть и русские, и эстонцы, но их родным языком является жестовый язык, то есть они говорят "руками", но - в пример всем нам - всегда друг с другом могут договориться", - рассказала Варакина.

Сейчас в театре задействованы десять неслышащих, которые хотят и могут участвовать в постановках. Среди них люди в возрасте от 21 года до 60 лет.

Театр объединил совершенно разных людей: кто-то из них сейчас работает на швейной фабрике, кто-то - в пекарне, кто-то на производстве по изготовлению пластиковых окон, одна девушка - горничной в отеле; есть среди них и безработные.

"Первой нашей целью было найти творческих людей, которые согласились бы работать с таким непростым коллективом. Я дала информацию о нас в социальных сетях и рассказала, что есть объединение талантливых и творческих неслышащих людей, которые хотят заявить о себе, хотят рассказать обществу о том, что они умеют что-то делать, а не только просить социальные пособия, как у нас принято думать. Почему-то у нас укоренилось мнение о том, что человек с ограниченными возможностями - это какой-то иждивенец", - рассуждает Варакина.

Семь смертных грехов и энтузиазм

И энтузиасты нашлись. С театром связался молодой человек, студент факультета кинорежиссуры Балтийской школы кинематографии и СМИ Александр Рачинский.

У организаторов театра были опасения, что он может испугаться такого непростого коллектива.

"Но при первой же встрече Саша загорелся идеей театра, у него появилось много предложений, и с тех пор мы работают вместе. Он уже приглашал своих коллег и хореографов, которые смотрели и решали, будут ли работать с неслышащими", - описывает Варакина.

Она, не скрывая радости, говорит, что сейчас уже собралась команда, которая будет проводить для участников театра мастер-классы, заниматься с ними пластикой, сценическим движением и ставить для них первый спектакль. "Мы хотим сделать что-то значительное, такой спектакль, за который нам не было бы стыдно. У нас сейчас есть режиссер-постановщик, есть люди из театральной среды, которые будут проводить мастер-классы, хореограф, профессиональный оператор, костюмер, который готов бесплатно шить костюмы ", - заявляет Варакина. Театр сейчас проводит репетиции в здании на Нымме, 2, в бывшем здании Центра глухих, где есть зал со сценой, который неслышащим предоставляют бесплатно.

Первой премьерой необычного театра будет постановка, темой которой станут семь смертных грехов.

"Сейчас мы - команда энтузиастов, но когда мы осуществим задуманное и нам будет что предъявить, тогда будем писать и просить для нашего проекта серьезной финансовой поддержки", - очертила Варакина план действий.

Как представитель театра она связалась с Министерством культуры. Ведомство ей неожиданно оперативно ответило, Варакиной подсказали, как ходатайствовать о помощи.

"Было приятно, что от нас не отвернулись, но, к сожалению, материальная помощь сейчас будет минимальной. Надеюсь, что нам ее хватит хотя бы на то, чтобы билеты напечатать и снять какую-то сцену для спектакля", - сетует Варакина.

Работодатели не хотят слышать

Неслышащие люди - самые социально неадаптированные в нашем обществе. Безусловно, сейчас такое время, что тяжело всем, но им в особенности.

"Ведь их обучают, например, в Таллинне - в Интеграционном центре под руководством Светланы Королевой, неслышащие получают профессии, становятся строителями, пекарями, кондитерами, - говорит представитель Театра глухих. - Эти специальности сейчас очень востребованы, но беда в том, что работодатели не хотят брать на работу глухонемых, потому что с ними сложно общаться, они не хотят тратить время на то, чтобы договариваться, переписываться записками. Вот и получается такой незащищенный социальный слой, который умеет и хочет работать, но те, от кого трудоустройство зависит, просто не хотят возиться".

К тому же, по ее словам, неслышащим мешает привитый им комплекс инвалидности, но от этого нужно и можно избавиться.

"И Театр глухонемых - это как раз одна из возможностей показать обществу, что они люди, они многое могут, и они ничем не хуже других. Возможно, высшие силы, отняв у них слух и речь, дали им более тонкое восприятие окружающего мира и действительности. Думаю, у ребят все получится. У них есть фанатичное желание делать свое дело", - уверяет Варакина. Ведь глух тот, кто не хочет слышать.

Юлия Родина

Источник: rus.delfi.ee

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ