Архив:

Город с ограниченными возможностями

Доступная среда для инвалидов - в последнее время на эту тему не только ведётся много разговоров, но и выделяются деньги из федерального бюджета для создания так называемой безбарьерной среды. Доходят ли они до мест назначения? Как в Серпухове чувствует себя человек в инвалидной коляске? Корреспондент «оки-инфо» прошёлся по городу со степаном полянским - нашим известным спортсменом, чемпионом России и призёром чемпионата мира по армрестлингу среди инвалидов.

- Вообще я уже привык к своему положению и на коляске могу самостоятельно преодолевать низкие бордюры. Этому даже специально учат: в Подольске есть центр подготовки, где обучают уверенно ездить и держать баланс на коляске. Но то, как у нас в городе не приспособлены улицы, возмущает. Хотя, что говорить, если даже в Москве такая ситуация. В самом Департаменте по делам инвалидов мне приходится просить, чтобы занесли коляску на второй этаж. Законы принимаются, но не выполняются. А когда задаёшь вопросы чиновникам, обязанным всё это организовывать, то чаще всего слышишь ответ: «Нам некогда». Интересно, чем же тогда они занимаются, коль не нами?

Итак, мы со Степаном отправляемся в путь. Сможет ли инвалид-колясочник беспрепятственно передвигаться хотя бы по главным улицам и перекрёсткам города без чьей либо помощи?

Перекрёсток первый, один из самых крупных в нашем городе - пересечение улиц Горького и Ворошилова. Спору нет, бордюры сделали отменные, высокие. Но вот съезда нет ни одного! Нет ни пандуса, ни банальной горки. Лишь со стороны магазина «Старт» бордюр просто снесли, возможно, заезжающие туда машины. Светофор - это вообще отдельная «песня». Для пешеходов он горит 15 секунд. Так вот мне, здоровому человеку, этого времени едва хватает, чтобы пересечь проезжую часть лишь одной улицы. А чтобы добраться от автобусной остановки «Улица Горького» до противоположной одноименной остановки, нужно три раза (!) ждать зелёный сигнал. Один только такой переход занимает около 3 минут. Для инвалида-колясочника преодолеть этот перекрёсток без чьей либо помощи вообще не представляется возможным.

Перекрёсток второй - пересечение улиц Джона Рида и Ворошилова. Тоже находится в центре, и потому не менее оживлённый. Светофор горит 16 секунд. Здесь некоторые рискуют перебегать перекрёсток сразу по диагонали. Остальным приходится ждать зелёного сигнала дважды, если нужно перейти на противоположную сторону. Съезды сделаны лишь на участке дороги от «Старта» до «Дисконта». И в одном месте бордюра не хватает. Но даже в эту «дырку» проехать может лишь маленькая коляска (до 90 см шириной). Во все другие стороны инвалидам ездить, наверное, необязательно...

Направляемся дальше по улице Ворошилова. На пересечении с улицей Крупской обнаруживаем съезды на пешеходном переходе. Но далее таких съездов нет нигде. На некоторых участках тротуар в таком плачевном состоянии, что даже Семён с его силой армрестлингиста быстро устаёт преодолевать на коляске многочисленные ямы и ухабы, приходится ему помогать.

Переходим на улицу Советскую. Картина та же. В очень редких случаях есть съезды. Но везде - лишь с одной стороны. Почему такая избирательность - непонятно. Но даже с имеющимися съездами не всякий колясочник справится.

- Вообще по правилам пандусы или съезды должны быть в виде горки с углом наклона не более 20 градусов. И то нужно умение и достаточно силы, чтобы заехать,- поясняет Степан.- С некоторых бордюров вообще приходится «прыгать». Тут главное - удержать равновесие.

А вот и самый, на мой взгляд, труднопреодолимый перекрёсток: пересечение улиц Советской и Джона Рида (площадь Владимира Храброго). Лишь в одном месте (!) имеются съезды с двух сторон пешеходного перехода. Есть ещё пара съездных горок, но только с одной стороны. На остальных участках бордюры настолько высокие, что даже с чьей то помощью преодолеть их на инвалидной коляске весьма проблематично.

Инвалиду-колясочнику, чтобы самому преодолеть даже небольшое расстояние «от пункта А в пункт Б» по серпуховским улицам, приходится совершать длиннющие объездные «марш-броски» или постоянно просить о помощи.

- Трудно, конечно, на улице. То и дело приходится просить помочь. Кто то спешит - отказывается. А кто то и просто пошлёт...- сетует Степан.- Но всё же некоторые помогают. Слава Богу, есть пока ещё добрые люди.

А что же говорить про общественный транспорт?! Я ещё ни разу у нас в городе не видела автобуса или маршрутки, оборудованных подъёмниками для инвалидов. Нет даже обычных автобусов с низкими въездами.

Сейчас предприятия, строящие новые объекты, обязали предусматривать пандусы и съезды. Например, открывшийся не так давно торгово-развлекательный центр «Б-класс» можно посетить на коляске беспрепятственно (есть лифт и пандус). А вот в «Дисконт» инвалиду можно заехать лишь на первый этаж. Заезды в поликлиники если и есть, то в ужасном состоянии. В здание городской администрации можно попасть не дальше фойе. Некоторые магазины «Пятёрочка», «Копейка», «Дикси» предусматривают съезды, но горки уж больно крутые, инвалидам приходится буквально виснуть на перилах, затаскивая себя вместе с коляской.

Перечислять можно бесконечно. Но итог моего путешествия оказался печальным: инвалиду на улицах города приходится нелегко. Об этом много говорят, но мало что делают. «В 2010 году планируется разработать специальную государственную программу «Доступная среда для инвалидов», а с 2011 года приступить к её исполнению»,- пообещал Премьер-министр Владимир Путин. Посмотрим, скажется ли эта программа на улицах нашего города. И увидим, как в следующем году она будет исполняться.

Анна Минченкова

Источник: oka-info.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ