Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Уход за вашим транспортом

Далеко не все люди технически «подкованы». Да и не нужно это. Натурального хозяйства, в котором все сделано своими руками, сегодня не встретить. Но, к сожалению, жизнь иногда поворачивается неожиданной стороной и приходится осваивать «смежные специальности», потребности в которых раньше никакой не было.

Инвалид-колясочник зачастую как раз и оказывается в таком положении. Коляска для него не просто техника для передвижения. Она одновременно и средство, расширяющее рамки мира, и приспособление для выполнения ежедневных рутинных мелочей, абсолютно «незаметных» полностью здоровому человеку

Как и любая «железка», коляска требует ухода. При кажущейся простоте, даже самое обычное кресло-коляска это механическое устройство, изготовленное с высокой точностью и применением современных технологий. Срок службы его без ремонта или замены напрямую зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания.

Ежедневные и периодические «регламентные работы» просты и занимают мало времени. Десяти – пятнадцати минут вполне достаточно, а взамен вы получите долгую и «счастливую» «жизнь» металлического помощника.

Начнем с рамы. Ее чистота важна не только для красоты. Грязь, скапливаясь на поверхности рамы, адсорбирует из атмосферного воздуха агрессивные вещества, которые в совокупности с влагой разъедают металл. Песок царапает и нарушает лакокрасочное покрытие, облегчает доступ опасных веществ к металлу и ускоряет коррозию. Особенно подвержены опасности места сварки, шарнирные соединения, направляющие втулки. Алюминиевые коляски более стойки к воздействию агрессивных веществ, но и их все же надо чистить.

Для сухой чистки купите пару малярных кистей, обязательно с жесткой щетиной. Узкой кистью удобно очищать от песка труднодоступные места: тормоза, осевые втулки рулевых колес. Открытые места быстрее очистит широкая кисть.

Раз в неделю хромовые покрытия рамы целесообразно протирать мягкой тряпочкой слегка смоченной очень небольшим количеством синтетической смазки, например универсальной автомобильной в аэрозольной упаковке, которую используют для облегчения отворачивания гаек, вскрытия подмерзших замков и т.д. Конкретная марка смазки в данном случае особой роли не играет.

Для ухода за трущимися частями понадобится немного любого моторного или машинного масла. Раз в три-четыре месяца капните несколько капель его в щели между крестовиной и полурамами. Если в вашей коляске присутствуют вертикальные трубки, скользящие во втулках в верхней части полурам под подлокотниками, их поверхность тоже целесообразно обработать машинным маслом. Нанесите небольшое количество на поверхность и тщательно разотрите.

«Кашу маслом не испортишь» - гласит пословица. Коляска не каша. И хотя ее трудно «испортить» маслом, злоупотреблять все же не следует. Лишнее масло быстро превращается в слой грязи из-за налипающей пыли.

Не смотря на то, что первые автомобили обходились без тормозов, жизнь быстро доказала необходимость контроля над скоростью. Коляска конечно не автомобиль, но исправные тормоза важны чрезвычайно.

Барабанные тормоза очень надежны и не требуют никакого ухода много лет. Чего не скажешь о классических тормозах, работающих на принципе зажима покрышек. При интенсивном использовании их хватает года на три – четыре. Если их иногда смазывать, то срок службы существенно продлевается. Пары капель один раз в месяц в каждое шарнирное соединение вполне достаточно. Удобнее работать медицинским шприцем и со снятой крышкой тормозного механизма. Опять же, лишнего масла не лейте.

Колеса кресла-коляски похожи на велосипедные. Как и любые шины, они рассчитаны на эксплуатацию с определенным давлением воздуха. Норма – две атмосферы, ее надо соблюдать. Отклонения в 0,5 атмосферы в ту или иную сторону особой роли не играют и вполне допустимы.

Для покрышек вредны как «перекачка» так и «недокачка». И повышенное, и пониженное давление со временем проявляются в преждевременном износе покрышек. Слишком высокое давление может привести к разрыву камеры, и даже покрышки. Кроме того, ехать в такой коляске не слишком комфортно. Низкое давление ведет к тому, что незначительные препятствия продавливают шину и воздействуют на обод, могут вызвать его деформацию. Если так случилось - без мастерской не обойтись.

Как ни соблюдай осторожность – иногда шины прокалываются. На новых покрышках, протектор которых не изношен, такие неприятности случаются реже. Для ремонта проколов используйте ремонтную аптечку, в ней есть необходимый запас заплаток, клей и мелкие абразивные терки или наждачная бумага.

Место прокола камеры и заплатку, если она заранее не подготовлена производителем аптечки, надо обязательно обработать. Зачистить «наждачкой» (теркой) для лучшего «схватывания» поверхности клеем, после чего тщательно обезжирить бензином, ацетоном, растворителем или хотя бы водкой. Пятно зачистки по размерам должно немного превосходить размер латки.

Подготовленные поверхности следует смазать тонким слоем клея и выждать несколько минут, пока слой просохнет. Затем смазать еще раз и крепко прижать поверхности друг к другу на время, рекомендованное инструкцией по применению клея. Клей может быть разный, и технология склеивания камеры и заплатки может, конечно, изменяться. Но зачистка и обезжиривание не будут лишними для самого суперсовременного клея.

При разборке и сборке колеса используют специальную монтажную лопатку из комплекта велосипедных инструментов. При ее использовании надо соблюдать определенную осторожность. Обод, особенно если он алюминиевый, легко повредить. Чтобы покрышка легче снималась и «садилась» на место, ее края можно обработать густым мыльным раствором.

Спицы ведущих колес со временем могут ослабнуть. Конечно, их «легко» подтянуть, воспользовавшись специальным ключом. Но лучше этого не делать самостоятельно. От натяжения спиц зависит геометрия обода. Без опыта ее легко нарушить, получите вместо ровной окружности «яйцо» или «восьмерку». Если спицы ослабли, лучше обратиться к профессионалам.

В отличие от ведущих колес, оси рулежных находятся низко и «собирают» различный мусор. Между вилкой и колесом на оси наматываются волосы, нитки, другие волокна. Они пропитываются смазкой из втулки, что ведет к налипанию пыли и песка и в конечном итоге к коррозии защитных крышек и подшипников. Чтобы этого не произошло, следите за чистотой осей и очищайте их по необходимости.

Надеюсь, советы окажутся полезными и позволят продлить «жизнь» вашего кресла-коляски.