Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Уроки жизни

В детском подростковом центре «Мостовик» используется инновационный подход в работе с детьми -инвалидами

Шестилетняя Танюшка все любит делать сама. Она активный и любознательный ребенок, любит общаться, узнавать что-то новое. Таня боится только одного - вдруг мамы не окажется рядом. Поэтому через каждые 5‑10 минут она спрашивает: «Мама, ты здесь?».

Подружки для Танюшки

Танюша - незрячий ребенок с детства. У нее есть брат, Максим. У мальчика тоже проблемы с глазами, но при проведении специальной операции есть шанс вернуть ему зрение. А вот что касается его сестры, то маме Наталье врачи говорят, что наука пока до таких операций не дошла.

Максим ходит в специализированный садик. А с Таней мама и бабушка занимаются дома. К тому же второй год девочка два раза в неделю посещает детский подростковый центр «Мостовик».

В «Мостовике» с детьми с ограниченными возможностями здоровья начали работать в прошлом году. У многих родителей из Заозерного района (центр находится в 1-м микрорайоне) появилась возможность водить своих детей к специалистам. Ведь раньше им приходилось ездить в областной центр на ул. Пушкина. Для детей, прикованных к инвалидной коляске, это было достаточно сложно.

До того, как прийти в Центр, двенадцатилетняя Лиза три года училась в Шадринской специализированной школе-интернате. У девочки тоже проблемы со зрением.

- Лиза приходит сюда с удовольствием, - рассказывает мама Ольга. - Очень хорошо, что у нас появился такой Центр. Ведь, как правило, с ребенком педагоги занимаются на дому. Но в этом случае ему не хватает общения, дополнительного образования, а именно: знаний об окружающем мире. Есть лишь узкий профиль - математика, природоведение, русский язык. Поэтому здесь специалисты помогают адаптировать ребенка к жизни.

По словам мамы, за прошедший месяц у Лизы очень хорошие результаты. Благодаря активным физическим упражнениям у ребенка перестала болеть голова, девочка стала активнее.

Восьмилетняя Даша занимается здесь уже второй год. У нее ДЦП. Даша - улыбчивая, добрая, слегка застенчивая девочка. Она любит общаться с другими детьми. В «Мостовике» у нее появились друзья и подружки.

- Я дружу с Лерой, Лизой, Алешей, Илюшей, - перечисляет она своих товарищей. - Мы вместе играем в мячик, ходим на праздники. Недавно вот у нас был осенний праздник.

В Центре комфортно не только Даше, спокойно себя чувствует здесь и ее мама - Елена. Она видит, что ребенку здесь хорошо и для его развития педагоги стараются создать все условия.

- Нам бы, конечно, хотелось, чтобы в Центре появился еще массажист, - говорит Елена. - Детям это необходимо. А вообще нашим педагогам надо отдать должное, они делают все для того, чтобы адаптировать детей к этой трудной жизни, бьются за них, как могут. Мы чем можем, помогаем.

В гостях - хорошо

Детский подростковый центр «Мостовик» скоро отметит 20-летие. Дети, которые живут в Заозерном, посещают различные секции: спортивные, танцевальные, прикладного творчества. Сквозь все кружки проходит программа «Здоровье», основу которой составляют специальные упражнения, укрепляющие организм, иммунитет ребенка.

- Родители ребят с ограниченными возможностями задавали нам один вопрос: «Как вы можете помочь нашим детям?», - говорит директор детского подросткового центра «Мостовик» Любовь Евдокимова. - Но, для того чтобы начать эту работу, у нас не было ни специалистов, ни помещения.

Ситуация изменилась с приходом в Центр педагога-дефектолога Надежды Донских, которая уже имела богатый опыт работы с такими детьми.

Со временем муниципалитет выделил «Мостовику» помещение, в котором можно было организовать Центр по работе с детьми-инвалидами. Это трехкомнатная квартира на первом этаже жилого дома. В «Мостовик» пришли еще специалисты - Надежда Чистякова, Андрей Щербаков, педагог-психолог Юлия Ефимова.

- К сожалению, мы не можем охватить всех детей, - говорит Любовь Евдокимова. - Сейчас у нас в индивидуальном порядке занимаются 12 детей-инвалидов и 30 детей в группах с ограниченными возможностями.

В Центре - три зала. Одна комната предназначена для индивидуальных занятий, вторая - для групповых, она оснащена тренажерами, спорт­инвентарем, в третьей с детьми занимается психолог.

В библиотеке им. Короленко работает группа вокала под руководством Андрея Щербакова. Там поют полностью слепые дети. Но для полноценной работы с детьми этого недостаточно. Поэтому Центр будет расширяться.

- Нам выделили еще одну квартиру в этом же подъезде на этой же площадке, - говорит Любовь Евдокимова. - Теперь мы сможем взять еще порядка 12 детей. А также планируем принять на работу четвертого педагога.

Инновационный подход к работе, который применяют педагоги «Мостовика», заключается в следующем:

- Мы стараемся, чтобы дети-инвалиды больше общались со здоровыми детьми, посещая одни и те же мероприятия, - говорит Любовь Евдокимова. - Кроме того, как правило, сотрудники центров дополнительного образования работают с детьми-инвалидами на дому. Мы же советуем родителям приводить своих детей к нам. Почему мы ходим в гости? Нам хочется смены обстановки. Также и детям хочется общаться, заводить друзей, получать новые впечатления. Пока ребята занимаются в Центре, у мам есть время, чтобы решить свои дела.

По словам директора, практически все, что есть в Центре, - тренажеры, ковры, музыкальный центр, спорт­инвентарь - куплено на средства датского благотворительного фонда «Русская надежда».

У «Мостовика» также появилось много друзей среди депутатов Курганских областной и городской дум - это Татьяна Скок, Людмила Дорофеева, Александр Поршань и предпринимателей, которые также по мере возможностей помогают Центру развивать это направление работы.

Правильный выбор

Работа с детьми - тяжелый труд. Тем более если это больные дети. Здесь требуются особая чуткость, внимание и полная самоотдача. Проработав педагогом-дефектологом не один год, Надежда Донских так и не может ответить на один простой вопрос: «Почему ее выбор остановился именно на этой профессии?»

- Конечно, я не мечтала с детства быть педагогом-дефектологом, - улыбается она. - Но судьба направила меня по правильному пути. Я училась с удовольствием и работаю, отдавая себя детям. Это непросто. Но когда видишь, что ребенок начинает потихоньку расцветать, добиваться хороших результатов в лечении, хочется работать еще больше.

Надежда Донских занимается с ребятами в индивидуальном порядке по специальным программам, которые она сама и разрабатывает. Дети приходят к ней два раза в неделю. Этого недостаточно, поэтому педагог рекомендует родителям заниматься с ними еще дома.

Порой от педагога требуются недюжинное упорство и настойчивость, чтобы расшевелить, раскрепостить ребенка. Например, от Алеши, до того как он попал в Центр, отказались две специализированные школы. Мальчик страдает интеллектуальными отклонениями. «Ребенок не может взять программу», - говорили в этих учреждениях.

- Мне тоже было очень сложно поначалу, - признается Надежда Макаровна. - Но я не сдалась. Первое, что нужно было сделать, - хотя бы просто сконцентрировать внимание ребенка на себе. Сейчас он уже знает дни посещения Центра, когда приходит, сразу садится на свое рабочее место. Мы с ним плодотворно работаем. Потихоньку движение идет вперед.

Алеша очень любит слушать музыку. Поэтому в конце занятия Надежда Донских всегда включает ему классику.

Каждый ребенок, который занимается в Центре, видит окружающий мир по-своему. Этим они и не похожи на остальных детей.

- В силу своих психических особенностей они гораздо добрее, чем обычные дети. Не такие злопамятные, не такие агрессивные, - отмечает педагог.

Многие из них очень талантливые. Например, одиннадцатилетняя Аня замечательно поет. Это притом, что она практически не занималась вокалом. У нее природные данные.

Девочка уже выступала несколько раз на праздниках, которые проводятся в «Мостовике». Хочет стать артисткой.

Программа, разработанная в Центре, направлена прежде всего на социальную адаптацию ребятишек.

- Например, мы с детьми занимались созданием кукольного театра, - рассказывает Надежда Донских. - Это называется «Сказкотерапия». Стояла цель - через кукольный театр помочь ребенку в развитии речи, памяти и других психических процессов. В эти куколки, которые ребята делали вместе с родителями, вложены и силы, и время, и душа, каждый ребенок потратил на их создание кусочек своей жизни. С этой точки зрения это, конечно, очень дорогие куклы.

Самодельные куклы приняли участие в выставке декоративно-прикладного творчества и пользовались большой популярностью среди посетителей. Потом некоторые дети в своих семьях устроили маленькие спектакли.

Коллектив Центра не собирается останавливаться на достигнутом и намерен развиваться дальше. В частности, «Мостовик» участвует в региональной программе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Смогу жить самостоятельно», где оформили заявку на создание «сенсорной комнаты» для психологической разгрузки.

Разрабатываются новые программы - по конструированию, на развитие интеллектуальных способностей, мелкой моторики. И вторая программа - мировидение, задача которой - расширить круг общения у детей, а также более плотно познакомить их с окружающим миром. Например, в Центре намерены развивать эколого-биологическое направление. Ребята будут сами сажать цветы и деревья, ухаживать за ними, наблюдать за тем, как они растут, участвовать вместе с молодыми активистами города в экологических акциях

Наталья Пичурина

Источник: kikonline.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ