Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Проблемы слабовидящих выходят из тени

15 октября - Международный день Белой трости

Этот день, отмеченный в календарях многих стран, призывает задуматься о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются слабовидящие люди. Незрячему человеку жить в таком крупном мегаполисе, как Москва, чрезвычайно трудно. И именно белая трость ежедневно помогает слепым передвигаться по улицам, переходить дорогу, ориентироваться в незнакомых местах. Без нее проезд до места работы или учебы, поход в магазин и даже обычная прогулка могут закончиться трагически.

Однако одна только белая трость вряд ли поможет инвалидам по зрению ориентироваться на местности без соответствующего приспособления городской среды. Активная адаптация города для нужд инвалидов началась в 2009 году, который прошел под девизом Год равных возможностей. И благодаря мощному толчку видна положительная тенденция: проблемы людей с ограничениями жизнедеятельности начинают уходить в прошлое, подчеркивает врио мэра Москвы Владимир Ресин.

В 2009 - 2010 годах многие городские объекты были комплексно адаптированы для свободного передвижения инвалидов. За это время «барьеров» лишились около шести тысяч объектов старой застройки, а также 13 станций метро, где инвалиды могут пользоваться лифтом, около 14 тысяч сходов с тротуара на проезжую часть, наземные переходы, оборудованные семью тысячами сходов/съездов, 39 подземных переходов, около трех тысяч входных групп подъездов жилых домов, а также сами подъезды, оснащенные 450 подъемными платформами. Согласно информации департамента социальной защиты населения, в 2010-м в подъездах появится еще 150 подъемных механизмов для перемещения инвалидов-колясочников. А по данным государственного учреждения «Центр организации дорожного движения», переходить дорогу инвалидам по зрению помогают 190 светофоров, оснащенных устройствами звукового сопровождения.

Разумеется, приспособить город для людей с ограничениями по зрению гораздо легче, чем для маломобильных граждан, ведь подобные мероприятия не влекут за собой больших материальных затрат. Сейчас практически около каждого надземного и подземного пешеходного перехода можно заметить ярко-желтые тактильные полосы, которые и помогают ориентироваться слабовидящим и слепым людям. «Для слабовидящих людей важна контрастность, а для слепых - тактильность, - разъясняет заместитель начальника управления по надзору за соответствием строительных материалов требованиям технической документации Мосгосстройнадзора Александр Итенберг. - Поэтому тактильная плитка по своему рисунку информирует слепого, в каком направлении ему двигаться на переходе или у подъезда дома». По ее рифлению незрячий человек понимает, в какую сторону ему идти. Конусообразные рифы свидетельствуют о существовании препятствия через 60 см, продольные прямые насечки - о том, что необходимо двигаться прямо, а диагональные, расположенные под углом 45 градусов вправо или влево, призывают двигаться в сторону. Для соблюдения подобных нюансов даже существует специальный ГОСТ Р 52875-2007.

Однако эти же приспособления могут как помочь, так и стать угрозой для жизни слепого человека. «Многие управы, отвечающие за укладку тактильной плитки перед пешеходными переходами, иногда кладут ее хаотично, изменяя требуемое направление движения. Это может привести к несчастному случаю», - констатирует Александр Итенберг. По его словам, многие перебарщивают с окраской, заливая желтым цветом огромные площади. А это не только уродует город, но и не приносит пользы для слабовидящих людей, которым нужно не большое желтое пятно, а переход по цветовой гамме. Согласно нормативу, перед дорогой должна быть полоса шириной 30 см на расстоянии 60 см до препятствия.

Угроза может подстерегать слепого человека везде. Однако метро, несомненно, характеризуется повышенной опасностью. Незрячему человеку там трудно и психологически. «Хотя сейчас все края платформы оснащают тактильными полосами, подсветкой, лестничные марши окрашивают контрастно желтой краской, увеличивают освещенность платформ для комфортного передвижения слабовидящих лиц», - отмечает начальник отдела адаптации городской инфраструктуры столичного департамента соцзащиты Галина Леонова.

Для удобства инвалидов по зрению станции и вагоны метрополитена, впрочем, как и все без исключения виды наземного общественного транспорта, оснащены речевыми информаторами. В прошлом году уже 16 станций подземки были оборудованы системой звукового оповещения слепых и слабовидящих лиц «Сигнал-Гонг» при прибытии поезда, и сейчас эта работа продолжается.

Большие трудности ожидают слабовидящих и слепых в жилых и административных зданиях. «В лифтах должно присутствовать звуковое объявление этажей или кнопки с азбукой Брайля, то есть выпуклыми точками, - рассказывает Александр Итенберг. - К сожалению, у нас пока нет и домофонов с этой азбукой, а подобные лифты - редкость даже для крупных торговых и административных центров, не говоря о жилых домах». По его словам, такие меры станут не очень затратными, и уже в ближайшем будущем планируется пересмотр проектов для строительства типового жилья с учетом этих особенностей.

Предполагается, что городская среда полностью станет безбарьерной уже в 2012 году. Ведь для любого человека с ограничениями очень важно чувствовать себя независимым от окружающих. И все-таки, даже если город будет приспособлен на 100 процентов для нужд незрячих, без нашей помощи им не обойтись.

История вопроса

Международный день Белой трости впервые прошел в США 15 октября 1970 года по инициативе Международной федерации слепых. В Великобритании идею подхватили в 1979 году. Россия присоединилось к акции 1987-м году. С давних пор незрячие прибегали к тростям и посохам, чтобы облегчить себе передвижение. Однако история белой трости как символа слепоты начинается только с 1921 года. В Великобритании в Бристоле жил молодой профессиональный фотограф Джеймс Бигс, который потерял зрение после несчастного случая. Надо было начинать новую жизнь, и он стал учиться самостоятельно ходить по городу при помощи трости. Но вскоре понял, что на черную трость не реагируют ни прохожие, ни водители. Тогда он покрасил трость в белый цвет. И она стала заметна. Это новшество подхватили все незрячие не только в Англии, но и в континентальной Европе, Америке, а позднее и в России. После второй мировой войны белая трость приобрела новый вид: американский врач Ричард Хувер, который занимался реабилитацией ветеранов войны, потерявших зрение, обратил внимание на то, что более длинной тростью можно изучать препятствия, находящиеся на пути незрячего человека, и, таким образом, он может передвигаться более уверенно и безопасно.

В Москве сейчас насчитывается около 1,2 миллиона лиц с ограничениями жизнедеятельности (10% населения). Пятнадцать тысяч из них - слепые и слабовидящие.

Ольга Еремина

Источник: mperspektiva.ru