Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

Уравнять возможности возможно

Обсуждаем вопрос образования детей-инвалидов

Вчера, 14 октября, представители общественных организаций Твери за «круглым столом» обсудили некоторые вопросы обучения детей с ограниченными возможностями. Одним из наиболее актуальных в этой сфере сегодня является вопрос интегрирования таких детей в общеобразовательные учебные заведения.

«Помню случай, когда меня спросили, где я учился, и я ответил: в спецшколе-интернате. Это вызывало недоумение: как, ты же вроде нормальный? А я всего-то опустил два слова — физико-математической. Чувствуете разницу в отношении?» Такую поучительную историю рассказал на заседании Александр Трегуб, председатель Тверского ООО ВОС. Сегодня социальная адаптация детей с недостатками в физическом или умственном развитии одна из самых острых проблем, и задача ее решения лежит не только на плечах родителей, но и общества в целом. Еще пять лет назад вообще считалось, что такие дети необучаемы и должны содержаться в специальных заведениях. Сегодня приоритетным находят обеспечение детям возможности обучения совместно с обычными детьми, как старт в социальной адаптации. Правда, как отметила уполномоченный по правам детей в Тверской области Елена Бадьина, когда речь идет об инклюзивном (включающем) образовании, этот подход не всегда находит понимание.

— Тем не менее это реальность, и данное направление будет развиваться, — сказала Елена Бадьина. — Во многих регионах эта проблема успешно решается. В Тверской области порядка 50 детей обучаются в структуре общеобразовательных учреждений. Вторая проблема, с которой приходится сталкиваться, — это убежденность некоторых родителей в том, что совместное обучение негативно скажется на их детях. Не соглашусь с этим. Пример Финляндии, где на протяжении уже почти пятнадцати лет инклюзивное образование успешно реализуется, уровень достижений в учебе у детей достаточно высок. Кроме того, именно здесь, в школе, закладывается дальнейшее восприятие человеком людей, отличных от большинства, имеющих те или иные недостатки здоровья.

Подобный вид обучения организуется путем создания специальных групп с учетом проблем со здоровьем: по слуху, зрению, речи, заболеваниям опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Такие классы при образовательных учреждениях действуют уже в 14 муниципальных образованиях области.

Областные детские дома и интернаты все чаще придерживаются стратегии, когда образовательное пространство находится вне места проживания. Сегодня почти принято, чтобы воспитанники детдомов учились в различных образовательных учреждениях. Очень важно, отмечали на заседании, что дети из спецшкол, имеющие, например, дефект слуха, после операции переводились в обычную школу. В каждой такой «обычной» школе должен висеть стенд со всеми необходимыми контактами — уполномоченного по правам детей, адресами и телефонами социальной защиты населения, учебных и лечебных заведений.

Меняется сегодня и идеология поступления детей с ограниченными возможностями в вузы. Последние несколько лет ЕГЭ стал обязательным, и инвалиды не исключение. Естественно, для них процедура сдачи экзамена особенная — это обязательно первый этаж, возможность увеличения времени, медицинское сопровождение.

— Разумеется, дистанционное образование по-прежнему должно практиковаться с детьми, для которых это единственная возможность учиться, — отметила начальник департамента образования Наталья Сенникова. — Но важно, чтобы акцент на соцадаптацию не превалировал над необходимостью дать ребенку образование.

Еще одной обсуждаемой темой на заседании стала возможность реабилитации родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Для этого в регионе сегодня не делается почти ничего, если не считать намерений и частной инициативы. Татьяна Сазанская — мама мальчика, который учится в школе №2 восьмого типа (для детей с глубоким поражением ЦНС: олигофрения с выраженной степенью дебильности, глубокая умственная отсталость). Отзывается о своей школе как об уникальной:

— У детей с недостатками в физическом или умственном развитии очень небольшой выбор учебных заведений, куда они могут пойти учиться. Для таких, как мой ребенок, которые выходят из детсадов с диагнозом «условно обучаем», такая школа вообще одна. Здесь работают уникальные педагоги. Они придают большое значение социальной адаптации не только детей, но и родителей. Мамы имеют возможность реализовать себя в жизни, устроиться на работу. Конечно, мы понимаем, что полностью самостоятельным такой ребенок не станет, но, по крайней мере, окончив школу, на проживание в интернат он уже вряд ли вернется.

Не в компетенции «круглых столов» принимать решения, обычно здесь обсуждают наболевшее, обмениваются информацией. Будем надеяться, что слова, прозвучавшие на этом заседании, не растворятся в воздухе и привлекут внимание властей к этой серьезной проблеме. Ведь частью общества наши дети почувствуют себя только тогда, когда смогут вести полноценную жизнь.

Зарубежный опыт

Практика свидетельствует: включение детей с особенностями развития в образовательную среду массовой школы, как правило, становится катализатором преобразований, ведущих к улучшению условий обучения всех. Это доказывает опыт Канады, Великобритании, США, Швеции, Норвегии, Германии, где есть и специальные, и инклюзивные школы, и последним отдается предпочтение. Например, в Америке достаточно много людей с синдромом Дауна, которые успешно работают.

Интересен опыт воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в Венгрии, где созданы детские сады и восьмилетние школы, которые работают по специальным программам. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста получали знания об окружающем мире, развивали речь, владели элементарными санитарно-гигиеническими навыками, знали простейшие правила самообслуживания, были по возможности физически подготовленными. Чтобы решить эти задачи, в детских садах проводятся специальные занятия, а полученные знания закрепляются в повседневной жизни малышей.

В Австралии малыши-дауны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычном классе, где есть педагог-дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. Став взрослыми, они работают официантами в небольших кафе, курьерами, помощниками садовника.

В Швеции выпускают буклеты «Как ты должен себя вести, если встретишь не похожего на себя человека». В них кратко, тактично разъясняются особенности людей с ограниченными возможностями, даются рекомендации, как лучше установить с ними общение.

Ольга Колоскова

Источник: veche.tver.ru