Архив:

Правовые аспекты защиты детей-инвалидов

В Калининграде вчера, 8 октября 2010 г., в прокуратуре Калининградской области газете Янтарный Край - Online Калининград прокомментировали правовые аспекты защиты прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов):

Подписав 26 января 1990 года Конвенцию о правах ребенка, Россия приняла на себя обязательства по ее исполнению, в том числе по обеспечению права ребенка-инвалида на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию (ст. 23 Конвенции).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 2 названного Закона устанавливает, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Одной из важнейших составляющих этой системы является реабилитация детей-инвалидов, которая включает в себя: медицинские мероприятия (в том числе, . санаторно-курортное лечение), профессиональную ориентацию, обучение и образование, социальную реабилитацию (в том числе, социально-бытовую адаптацию), физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» основой реабилитации инвалида служит индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Отсутствие ИПР признается существенным нарушением прав инвалида, поскольку только программа является основанием для получения им компенсации за не предоставленные либо приобретенные за свой счет технические и иные средства или услуги. ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем, для самого инвалида ИПР имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 № 890 детям-инвалидам все необходимые лекарственные средства, средства медицинской реабилитации и перевязочные материалы (по медицинским показаниям) должны предоставляться бесплатно. Также бесплатно дети-инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, должны обеспечиваться необходимыми техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Закона).

Вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей-инвалидов, регламентируются ст.ст. 18, 19 названного Закона. Государство обеспечивает инвалидам получение дошкольного, внешкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР инвалида. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования дети-инвалиды принимаются вне конкурса. На основании Указа Президента Российской Федерации от 02.10.92 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке.

Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации для ухода за детьми-инвалидами предусмотрено предоставление одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению четыре оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» рассматриваются в судебном порядке. Органы прокуратуры в случае выявления нарушений данного закона обязаны обратиться в суд с заявлением о защите прав и свобод инвалидов.

Источник: kaliningradfirst.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ