Архив:

Профессиональное образование лиц с ограниченным здоровьем.

В декабре 2003 г. на международной конференции «Человек и его здоровье» в Санкт-Петербурге в докладе известного российского реабилитолога Л.В. Сытина - директора Новокузнецкого Центра реабилитации прозвучали тревожные цифры предполагаемого роста инвалидности в нашей стране. По неоптимистичным прогнозам социологов к 2015 году в России количество инвалидов может достичь 12-17 процентов населения. Одна из причин такого страшного прогноза в том, что рост инвалидности не сдерживается сегодня российским законодательством. Оно не стимулирует конкретного человека вернуться к трудовой деятельности.

Изменения в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ, последовавшие за принятием 122 Федерального Закона не улучшили ситуацию.
В решении проблем государства решающую роль должны сыграть изменения в действующем законодательстве, которые послужили бы основой для создания единого федерального реабилитационно – образовательного пространства, направляющего свою деятельность на возвращение к активной трудовой жизни тысячи граждан страны, имеющих ограничения своих возможностей.
1. Стимулирование стремления инвалида к проведению комплекса мероприятий по профессиональной реабилитации.

В мировом опыте реабилитации инвалидов множество примеров простого и ясного пути возвращения трудоспособности. Законодательство не приказывает человеку восстанавливать трудоспособность, государство естественным путем создает экономическую заинтересованность гражданина к возвращению в трудовую деятельность.
Что может Россия сегодня противопоставить например, Германии, если успешная профессиональная реабилитация и рациональное трудоустройство в этой стране увеличивает личные доходы гражданина в разы по сравнению с социальным пособием по утрате трудоспособности? Стремление человека к труду в такой ситуации исключительно велико!
Предвижу возражения, что такой подход сегодня невозможен в России в силу экономических причин. Но не следует ли признать, что вслед за ростом числа неработающих инвалидов в геометрической прогрессии растут расходы на выплату пенсий, а резервы нашей экономики продолжают таять, вовлекая в круговорот инвалидности все новые и новые тысячи граждан.
А российская семья инвалида порой вся живет на назначенную ему пенсию, так какой смысл в его реабилитации, если человек всеми путями уклоняется от профессионального обучения, опасаясь, что вслед за полученной профессией он восстановит трудоспособность и лишится государственной пенсии?
В конечном итоге доход от трудовой деятельности, а не пенсия должен стать основным источником средств к существованию для человека, имеющего ограничения трудоспособности, а государству следует направлять свои усилия на развитие и поддержку реабилитационных учреждений, служб занятости населения и работодателей.
Для достижения заинтересованности инвалида в профессиональной реабилитации
- предлагаем определить, что в тех случаях, когда при установлении степени утраты трудоспособности прогноз в сфере профессиональной реабилитации благоприятен, гражданину предлагается назначение пенсии (пособия) в увеличенном размере (до 100% увеличения) при условии его согласия на прохождение курса профессиональной реабилитации.
Выплата пенсии (пособия) в увеличенном размере устанавливается на период проведения реабилитационных мероприятий и продляется на период продолжительностью до одного года в случае рационального трудоустройства по приобретенной профессии.
Это предложение обеспечит инвалиду на первом этапе стимул обучаться с перспективой трудиться и обеспечивать себя и свою семью.
В последующем периоде при трудоустройстве адаптация и стабилизация гражданина в осуществляемом трудовом процессе с поддержкой государства в течение года будут способствовать закреплению инвалида на рабочем месте. Одновременно трудовая деятельность повлечет за собой налогообложение физического лица, возвращая тем самым государству средства, затраченные на непосредственную финансовую поддержку и реабилитацию, что создает финансовое обоснование для возможной реализации государством данной схемы стимулирования профессиональной реабилитации.


2.
Создание федеральной системы профессионального образования инвалидов.

За последнее десятилетие мы уже потеряли предприятия, использовавшие труд инвалидов и практически потеряли руководство над созданной еще в 20-е годы системой специального профессионального образования инвалидов в Российской Федерации.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию не находит возможности для координации деятельности образовательных учреждений для инвалидов. Шестой год не созывается Совет директоров, по собственной инициативе собирается Президиум Совета, членом которого я являюсь.
Учебно – методический кабинет, ранее координировавший образовательную деятельность учреждений, уже много лет подвергается реорганизациям, методическое руководство профессиональным образованием инвалидов практически не финансируется, что привело к невозможности контроля за содержанием образовательных программ для обучения инвалидов со стороны федерального агентства.
Всего 35 регионов России имеют на своей территории специализированные техникумы и профессиональные училища для инвалидов.
Существующая система учреждений разделена – 11 ССУЗов остаются на федеральном финансировании и подчинены Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию РФ, 32 профессиональных училища и 2 профессиональных реабилитационных Центра – находятся на содержании бюджетов регионов, в том числе и в Калужской области, где учебная мастерская для инвалидов гражданской войны была открыта в 1929 году.
Нашему учреждению больше 75 лет, Центр - старейший в России, но говорю я это не для того, чтобы вспомнить очередной юбилей, а для того, чтобы подчеркнуть, что у нас есть бесценный опыт работы по профессиональной реабилитации инвалидов, той работы, которую не остановили ни развал Союза, ни экономические проблемы новой России..
Наш коллектив сумел сохранить образовательное учреждение, при содействии администрации Калужской области в 1996 году преобразовать его в Центр профессиональной реабилитации инвалидов и создать собственную эффективную технологию реабилитационного процесса, которая ежегодно возвращает к трудовой деятельности 60 -70 молодых людей с ограниченными возможностями, несмотря на все существующие недостатки законодательства и проблемы в экономике страны.
Мы готовы предложить уже во многом реализованную нами модель возможного будущего Федерального Центра профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
Последние 5 лет Калужским Центром успешно осуществляются особые реабилитационные программы для лиц с недостатками в умственном развитии, ведется их курсовая подготовка по неквалифицированным профессиям. На постоянной основе работает отделение выбора профессии. Профессиональное обучение осуществляется на 4 учебных отделениях по 8 профессиям.
С сентября 2005 г. открыто новое учебное отделение информационных технологий, в котором ведется обучение рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и отделение дистанционного образования по этой же профессии. Мы единственные в России, кто бесплатно передает на период обучения в пользование инвалидам на дом новейшую компьютерную технику, оснащенную всем необходимым учебным материалом и обеспечивает Интернет – соединение с преподавателем в режиме реального времени.
Осуществлено создание компьютерной общеучрежденческой системы учета реабилитационных мероприятий «Динамическая карта реабилитации» на основе технологии Реабилитационного центра г.Уппсала (Швеция).
Успешно действует с декабря 2005 г. Информационно - методический Центр по проблемам лиц с ограниченными возможностями, оснащенный современной компьютерной техникой, связью, обеспеченный квалифицированными кадрами педагогов – психологов и юристов.
В декабре 2005 г. в рамках упомянутого Информационно – методического центра открыто Интернет – кафе для инвалидов г. Калуги.
Второй год совместно с региональным отделением ФСС существует крайне важная для инвалидов области служба доставки, ремонта и обслуживания технических средств реабилитации.
Разработки в сфере новых профессиональных образовательных технологий есть не только в Калужской области, но во всей России, примером могут служить в Ростовском регионе - Новочеркасский технологический техникум – интернат, Михайловский техникум – интернат Рязанской области, Санкт – Петербургский Профессиональный реабилитационный центр.
В связи с тем, что в Российской Федерации имеется, хотя и разрозненная, система учреждений профессионального образования инвалидов, обладающая структурной и методической основой осуществления реабилитационно – образовательной деятельности:

- предлагаем создать федеральную систему профессиональной реабилитации инвалидов на основе существующих учреждений начального и среднего профессионального образования инвалидов.
Ввести в общероссийскую номенклатуру учреждений понятие Образовательный профессиональный реабилитационный центр (далее по тексту ОПРЦ).
В содружестве с ВУЗами, которые занимаются этой же проблемой, мы получим необходимую прозрачную структуру непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями.
ОПРЦ не должны представляться обществу, как интернатные резервации.
Их задачи схематично представляются следующими:
- исполнять функцию организации и контроля процесса профессиональной реабилитации в своих и ближайших к себе регионах,
- вести непосредственную образовательную деятельность в области курсовой профессиональной подготовки, начального и среднего профессионального образования,
- осуществлять информационную и консультационную деятельность с целью оказания реальной помощи в выборе профессии,
- содействовать в получении инвалидом профессионального образования любого уровня в любом образовательном учреждении в соответствии с потребностями.
- осуществлять в случае необходимости финансирование профессионального образования инвалида в негосударственных образовательных учреждениях по месту его жительства,
- вести мониторинг реабилитантов, содействовать их непрерывному образованию, трудоустройству и повышению квалификации,
- осуществлять необходимые виды социальной, медицинской, психологической помощи реабилитантам.

Создание такой образовательной системы обеспечит равные права инвалидов на образование, информационное обеспечение, комплексную реабилитацию, последующее трудоустройство и позволит в значительной мере выполнить Рекомендации Международной Организации Труда №168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»


3.
Вопросы финансирования реабилитационно – образовательной деятельности.


С 1996 года мы называем наших учащихся не инвалидами, а реабилитантами, а с недавнего времени мы ввели у себя понятие «реабилитационная услуга». С этих терминов начинают выстраиваться отношения между Центром и учащимся, когда учреждение предоставляет комплекс услуг по профессиональной, медицинской и социальной реабилитации. Объем этих услуг определяется , с одной стороны, Индивидуальной программой реабилитации, с другой стороны – потребностями и желанием инвалида. Двусторонний договор между Центром и реабилитантом, позволяет ясно определить объём реабилитационных мероприятий, и оптимизировать финансовые затраты, сделать процесс реабилитации абсолютно индивидуальным и по содержанию и по расходам на него.
Однако, нельзя не признать, что существующая система финансирования деятельности учреждений имеет множество недостатков, хорошо всем известных. Одним из серьёзнейших дефектов является её обезличенность.
Шаг к преодолению данной обезличенности был сделан в Российской Федерации с появлением знаменитого 122 Федерального Закона.
Впрочем несогласованность в порядке финансирования реабилитационной деятельности наблюдается на настоящем этапе и на федеральном уровне. Почему технические средства реабилитации оплачивает федеральный бюджет через Фонд социального страхования, а профессиональная реабилитация является уделом и федерации и регионов в зависимости от подчиненности учреждений?
Что за странная ситуация, когда лицу, пострадавшему от травмы на производстве законодательство определяет порядок оплаты из федерального бюджета его профессиональной реабилитации, а инвалиду, пострадавшему в автокатастрофе – нет?
С целью упорядочения системы финансирования реабилитационно – образовательной деятельности
- предлагаем определить, что источники финансирования реабилитационно – образовательных учреждений следует определить исходя из существующей обшегосударственной направленности на упорядочение финансирования расходов на социальные нужды.
Оплата услуг (мероприятий) по реабилитационно – образовательной деятельности в сфере профессионального образования осуществляется:
- при травмах, полученных на производстве и профессиональных заболеваниях Федеральным фондом социального страхования (уже определено 118 – ФЗ),
- при травмах вследствии автокатастроф Российским союзом страховщиков ОСАГО,
- при травмах, полученных в период прохождения военной службы и службы в иных силовых структурах – соответствующими страховые организации Минобороны или других структур,
- в прочих случаях установления ограничений трудоспособности - Федеральным фондом социального страхования или иным органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.
Базовый Перечень реабилитационно - образовательных услуг (мероприятий)в сфере начального, среднего и высшего профессионального образования должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.
Начальный объем реабилитационно - образовательных услуг (мероприятий) в отношении гражданина должен определяться на основании Индивидуальной Программы Реабилитации инвалида, оформляемой Федеральной службой МСЭК на основе критериев оценки потенциала профессиональной реабилитации, подлежащих разработке.
Базовый Перечень услуг (мероприятий) и упомянутые критерии оценки реабилитационного потенциала должны делиться на четыре группы – в соответствии с предполагаемым уровнем профессионального образования – профессиональная (курсовая) подготовка, начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
ОПРЦ, в которое МСЭК направляет инвалида, кроме того, должно иметь право:
1. Корректировки и дополнения определенного в ИПР начального персонального объёма услуг (мероприятий) в соответствии с поребностями инвалида, возникающими в процессе проведения реабилитационно – образовательных мероприятий.
2. Установления сроков содержания инвалида в ОПРЦ в соответствии с его потребностями
Стоимость услуг (мероприятий) согласно утвержденного Перечня должна ежегодно рассчитываться соответствующими ОПРЦ и предоставляться на рассмотрение и утверждение Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию с учетом региональных особенностей и сложившегося уровня цен на образовательные услуги сторонних и негосударственных образовательных учреждений (возможно по результатам региональных конкурсов на услуги, организуемых ОПРЦ по поручению Агентства)
Формирование первого – базового федерального компонента бюджета ОПРЦ должно осуществляться путем планирования и выделения денежных средств на новый финансовый год с поквартальной разбивкой на основе информации МСЭК и ОПРЦ о количестве принятых в сентябре (на начало учебного года, предшествующего финансовому) в ОПРЦ реабилитантов и информации о суммарном объёме предполагаемых реабилитационно – образовательных услуг (мероприятий), которые предусмотрены ИПР.
По окончании учебного года ОПРЦ предоставляет уполномоченному финансирующему органу отчет об объёме выполненных плановых, ранее предусмотренных в ИПР мероприятиях и дополнительных мероприятиях, назначенных и выполненных ОПРЦ, и выставляет окончательный счет за услуги (мероприятия) проведенные за учебный год.
Вторым основным источником формирования бюджета следует сохранить существующее общеучрежденческое финансирование из федерального или регионального бюджетов, которое должно обеспечить базовую оплату труда персонала, жизнедеятельность зданий и сооружений, выполнение обязательств по уплате налогов и сборов, медицинское обслуживание, социокультурную реабилитацию, содержание интернатов при учреждениях, включая питание реабилитантов, содержание инвалидов – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей и выполнение в их отношении установленных государством нормативов содержания и льгот. Это необходимо по причине того, что каждое учреждение работает в своих особых условиях, зависящих от местных факторов, которые не могут быть предусмотрены федеральным перечнем реабилитационно – образовательных услуг.
Гражданин в ходе осуществления такого финансирования должен знать, сколько средств потрачено на возвращение его в общество в роли полноценного труженика, равно как финансирующая структура должна быть информирована об объёмах расходов на конкретного реабилитанта и результатах проведенных образовательно – реабилитационных мероприятий.
ОПРЦ при данной схеме финансирования становится учреждением с прозрачной персонифицированной системой расходования средств, реализация которой в существующей в Российской Федерации казначейской системы исполнения бюджета может только приветствоваться. Несомненно такая схема позволяет осуществлять полный контроль за эффективностью деятельности ОПРЦ.
Так что же будет дальше?
Не близится ли то время, когда вслед за отменой льгот появится понятие государственного заказа на восстановление трудоспособности инвалида?
Впрочем, многое из вышеизложенного является результатом осмысления зарубежного опыта в вопросах профессиональной реабилитации инвалидов в переложении на российские реалии жизни.
Высказанные соображения, несомненно, являются личной позицией автора данной статьи, но специалисты в данной области подтвердят, что многие идеи неоднократно обсуждались на различных конференциях, встречах и советах.
Попытка систематизировать хотя бы часть из высказывавшихся ранее мнений разными людьми и привела к появлению данного материала.
Наша задача – всеми возможными способами донести информацию о серьёзнейших проблемах в области профессионального образования лиц с ограниченными возможностями до российских законодателей и политиков.
Давайте не будем забывать и о том, что в современном мире по тому, как относится государство к живущим под его опекой инвалидам судят и о самом государстве.
Может быть Российское Государство хочет стать лучше?
Член Президиума Совета Директоров образовательных
учреждений для инвалидов Федерального Агентства
по здравоохранению и социальному развитию
Российской Федерации, директор Калужского реабилитационно - образовательного комплекса
А.В. ВОЛОХОВ



ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ