Архив:

Песочная сказка, реальная быль

"Мы хотели бы рисовать с детьми сказку, но некоторым из них сложно провести даже полосу, – рассказывает психолог Ирина, она в числе многих участников конференции «Социальная реабилитация и интеграция детей-инвалидов» делится своим опытом работы". Вместе с художницей Лилией психолог ведет занятия в арт-студии «Песочный ключ» при Комплексном центре социального обслуживания «Басманный». Сюда приходят дети, чтобы научиться творить, узнать новое, развить фантазию. Дети рисуют картины на песке.

Не просто творчество

На столе с прозрачной крышкой и подсветкой снизу рассыпается песок – специальный, очищенный, белый и струящийся между пальцами. Из него дети создают картины. Насыпают из песка или вычерчивают по нему солнце, дома, море, мультяшных героев или просто полоски и завитки.

Картины рождаются очень легко и так же легко исчезают под взмахом детской руки, чтобы затем воплотиться в новое творение из песка. Занимаются со всеми желающими ребятами, небольшими группами, но к детям-инвалидам особый индивидуальный подход, потому что они больше, чем другие, нуждаются в помощи.

В КЦСО «Басманный» приходят дети с проблемами опорнодвигательного аппарата, детским церебральным параличом, умственной отсталостью и др. Для них рисование песком не просто творчество, этим детям очень важно развивать мелкую моторику рук, их учат общению, им помогают педагоги и психологи. А главное – ребята получают удовольствие от творчества, общения и впечатляющих результатов – своих картин.

Помимо стенда арт-студии КЦСО «Басманный», гостям конференции представили свои творческие работы и другие ЦСО, КЦСО Москвы, детские дома-интернаты, а также была развернута выставка Ресурсного центра для инвалидов.

Многих заинтересовала новинка этого года – коляска с электроприводом, которая одним легким нажатием приводит сиденье из положения «сидя» в положение «стоя», а также детские прогулочные коляски с усиленной рамой, спинкой и адаптором.

Выставка начала работать незадолго до открытия конференции и подготовила всех участников к обсуждению важной темы реабилитации детейинвалидов.

Другое качество жизни

Реабилитация – это очень многогранный процесс. Еще совсем недавно говорили только о медицинской реабилитации, а о социальной и психолого-педагогической почти не вспоминали. Да и незачем было: больные дети, как правило, жили в специализированных интернатах, но даже если и дома, то как затворники – мало выходили на улицу, а если и появлялись на людях, то находились под пристальным взглядом любопытствующих глаз окружающих. В людских взглядах был не только интерес, но и жалость, удивление, даже опасение и неприязнь, но только не спокойное, доброжелательное отношение к ребенку.

А все потому, что не привыкли наши люди видеть ребенка-инвалида рядом с собой: на улице, в транспорте, школе, институте, на работе.

И только в последние годы ситуация начала меняться. Не сразу, не так быстро, как хотелось бы, но жизнь детей-инвалидов в Москве меняется год от года. Постепенно преобразуется городская среда для удобства инвалидов, появились примеры инклюзивного образования, открываются современные реабилитационные центры, увеличивается число кружков, клубов, творческих объединений, где дети-инвалиды могут проявить себя.

Сейчас в Москве живут более 27 тысяч детей-инвалидов. По словам заместителя руководителя Департамента здравоохранения Ивана Лешкевича, общее число детей-инвалидов в течение последних пяти лет стабилизировалось благодаря усилению такого направления, как родовспоможение, на поддержку которого за три последних года городом было выделено 14,5 миллиарда рублей.

Начиная с 1998 года повышение качества жизни инвалидов в столице стало одной из главных задач социальной политики. Профилактика болезней, ранняя реабилитация, приспособление городской среды, помощь в получении образования, трудоустройстве – это лишь несколько направлений, по которым началась активная работа с участием всех городских ведомств.

Департамент социальной защиты города Москвы оказывает комплексную помощь семье, где растет ребенок-инвалид. Прошли те времена, когда все внимание было направлено исключительно на ребенка: его лечили, по возможности учили, абсолютно не принимая во внимание состояние семьи, положение братьев и сестер. Как правило, мама уходила с работы ради ухода за больным ребенком, на других детей не хватало сил и времени, нередко, не выдержав такого жизненного испытания, семьи разваливались. В результате все больше детей-инвалидов оказывались в социальных учреждениях, становились сиротами. Это трагедия для всех, и в первую очередь для самого больного ребенка. Департамент социальной защиты города Москвы выбрал главным направлением работы комплексную помощь именно семье. И начинается она в центрах социального обслуживания, которых 123 по всей Москве.

В них открыто 47 отделений социальной помощи семье и детям, 15 детских отделений реабилитации, кроме того, в системе социальной защиты действуют 6 центров социальной реабилитации инвалидов. И сеть этих учреждений продолжает развиваться.

Заместитель главы Департамента социальной защиты населения Татьяна Потяева говорит о необходимости поступательного движения: – Сегодняшнее время требует от нас и других размахов, и более современного оборудования. При этом те реабилитологи, психологи, медики, которые работают, теоретически имеют достаточный уровень знаний, а практически не все эти знания можно реализовать в силу слабой материально-технической базы и недостатка помещений.

Ближе к дому, в каждом округе

Сейчас префектурами города уже подобраны помещения для создания 12 новых отделений реабилитации инвалидов и одного реабилитационного центра. А в рамках новой программы интеграции инвалидов, рассчитанной до 2013 года, планируется создать в каждом округе по профильному специализированному реабилитационному центру, где можно будет углубленно заниматься одной группой инвалидов.

Уже в декабре откроется Московский научно-практический центр реабилитации детей-инвалидов вследствие ДЦП. Несмотря на крупные вливания в медицину, отдельное внимание к родовспоможению и профилактике детских болезней, количество детей с ДЦП в столице год от года растет. Большинство – 70 процентов больных с ДЦП – это тяжелые инвалиды с сочетанными диагнозами, семьи, где растут эти дети, с нетерпением ждут создания этого профильного центра. В нем будут применяться различные передовые методики реабилитации, в том числе метод кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии, с которым многие московские семьи познакомились в Институте кондуктивной педагогики им. Андраша Петё в Венгрии.

Для того чтобы лучше помогать семьям с детьми-инвалидами, надо знать, в чем они в первую очередь нуждаются, что им необходимо, какой вид реабилитации предпочтительнее, может ли ребенок выйти на улицу, добраться до школы, поликлиники, больницы, или на пути у него сплошные препятствия в виде крутых лестниц, бордюров и неприспособленных лифтов. Поэтому в последние годы действовала система мониторинга потребностей детей-инвалидов. Сейчас во всех отделениях и центрах социальной реабилитации инвалидов создан социальный регистр, в который заносятся данные о том, как выполняется индивидуальная программа реабилитации инвалида.

Одно из перспективных направлений – помощь тяжелобольным детям на дому. Так, в реабилитационном центре «Южное Бутово» открылось отделение домашнего сопровождения и социального патроната детейинвалидов. А в следующем году на базе реабилитационного центра для инвалидов методами физической культуры и спорта планируется начать пилотный проект по созданию мобильных бригад, которые будут выезжать на дом для реабилитации детей средствами адаптивной физической культуры. Уже сейчас ведется обсуждение по проекту службы персональных помощников, проект начнет действовать в начале следующего года. Для многих детей Интернет – единственная возможность для общения и обучения, поэтому обеспечение компьютерной техникой и помощь в ее освоении остается актуальным направлением работы социальных служб.

Родители детей-инвалидов оценили внимание властей города к их нуждам и включились в совместную работу. По их инициативе был создан Общественный совет родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Окружные советы уже работают, сейчас идет формирование городского совета, который будет вносить свои коррективы в планы городских ведомств. Ведь кто, как не родители больных детей, может оценить городские программы, сказать, в чем в первую очередь нуждаются дети и как им лучше помочь.

Английская инклюзия

На конференции, организованной Департаментом социальной защиты города Москвы совместно с Общественной академией проблем социальной работы, высказывались разные мнения и предложения по поводу дальнейшего развития реабилитационной работы с детьмиинвалидами. Директор Российскоевропейского фонда в поддержку социальных реформ Тони Видмер рассказал, что в Великобритании прорыв в отношении общества к инвалидам произошел 30 лет назад.

Сейчас количество детей-инвалидов в Великобритании по отношению к остальному здоровому населению в два раза меньше, чем в Москве.

Вместо того чтобы помещать больных людей в интернаты, государство совместно с бизнесом и общественными организациями взялось за преобразование среды – городов и населенных пунктов – для нужд инвалидов. Сейчас все дома, квартиры, где живут инвалиды, оборудованы, приспособлены, а сами больные люди имеют возможность выбрать социального помощника на деньги, которые выделяет государство.

Одним из главных достижений в социальной области Великобритании по отношению к детям-инвалидам стало развитие инклюзивного образования. По мнению Тони Видмера, такое совместное обучение очень полезно для всего общества, в том числе и для здоровых людей: «Если с детства растешь, учишься рядом с детьмиинвалидами, то привыкаешь, уже не замечаешь различий». Во многом изза такого гуманного отношения общества к инвалидам их гораздо чаще, чем в России, принимают на работу.

Директор российского реабилитационного центра «Детство» Евгений Лильин посетовал на слабость службы медико-социальной экспертизы, из-за чего дети-инвалиды не выявляются вовремя и не получают необходимую помощь. Много сложностей в жизни инвалидов прибавляет отношение к ним общества, окружающих людей, которые очень часто вольно или невольно проявляют равнодушие и даже жестокость к тяжелобольным людям. По мнению Евгения Лильина, люди, чей социальный, образовательный статус выше, более гуманны к детям-инвалидам. Хотя, думается, этот тезис спорный...

Но вот еще несколько практических предложений от Евгения Лильина: включить «советников жизни» в реабилитационные группы, которые будут выезжать на дом к инвалидам.

«Советники жизни» – это активные инвалиды, работающие по программе «Помоги себе сам», многого достигшие в жизни. Эти люди не только помогут ребенку оптимистично и реалистично смотреть на мир, но и научат таким практичным вещам, как самостоятельно пересесть на коляску, налить себе чай обездвиженными руками и т. д. Ребенку будет проще общаться с коллегой по несчастью, а кроме этого, работающий в реабилитационной группе взрослый инвалид будет востребован, трудоустроен.

Все эти и другие мнения специалистов стали частью обсуждения новой городской программы по интеграции инвалидов в общество. Эта программа, рассчитанная на 2011–2013 годы, уже практически готова и будет вынесена Департаментом социальной защиты населения на обсуждение правительства Москвы в ноябре этого года.

Справка

В Москве проживают более 27 тысяч детей-инвалидов, из них около 1 тысячи – глухие и слабослышащие, более 1,7 тысячи – с патологией опорно-двигательного аппарата, около 3,9 тысячи – инвалиды вследствие детского церебрального паралича, 5,3 тысячи – инвалиды вследствие психических расстройств и расстройств поведения.

Наталья Козырев

Источник: vmdaily.ru

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ