Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Архив:

В СССР "не было инвалидов"

Сейчас ведется много разговоров об инклюзивном образовании детей с инвалидностью, т.е. обучении в школе со здоровыми детьми. Разрабатываются проекты, готовят школы, учителей. Заручаются согласием родителей. В нашем городе организация инвалидов даже проводила мастер-классы по совместному обучению детей. Наверное, для кого-то это хорошо и приемлемо, но не ново. Всегда можно было учиться в обычной школе всем, кто мог до нее дойти. Я не могла...

В трехлетнем возрасте, после эпидемии полиомиелита, ходить я перестала. Первые четыре класса я проучилась в санатории. Колясок в то время не было, и все обучение происходило лежа на кровати. Мою первую учительницу звали Людмила Николаевна. В палате нас лежало человек 15, все разного возраста, ей приходилось подходить к каждому, чтобы объяснить материал и проверить заданное "на дом". Схалтурить было нельзя.

К концу четвертого класса стараниями врачей и своими, я стала передвигаться с помощью костылей, но к этому времени лечение и пребывание в детском санатории в связи с возрастом уже заканчивалось. Перед моей мамой встал вопрос, что делать со мной дальше, оставить ли дома на домашнем обучении или найти подходящий интернат.

Мама воспитывала нас с братом одна, и, соответственно, ей приходилось работать. А поскольку в нашу самостоятельность она не верила, то решение приняла в пользу интерната.

В то далекое советское время в СССР "не было инвалидов" и, увы, не в каждом городе было хотя бы одно заведение для них, где можно было бы продолжить обучение. В органах здравоохранения маме выдали для меня путевку в интернат, который находился в Саратовской области.

Мне было 11, уезжать далеко и надолго не очень хотелось, но вопрос был решенный. Так я оказалась в районном поселке под названием Базарный Карабулак. Местность была сельская, отдаленная от города, добираться было сложно и тяжело.

Интернат оказался одноэтажным кирпичным зданием с минимальным количеством удобств. Однако в детстве на такие мелочи, как, например, отсутствие горячей воды, внимания не обращаешь. Зато не было преград в виде лестниц, и можно было самостоятельно передвигаться по всему зданию.

По собравшимся там детям можно было изучать географию Советского Союза. Все мы были с заболеванием опорно-двигательного аппарата, кто-то после перенесенного полиомиелита, кто-то с ДЦП, некоторые после травм. Многие могли передвигаться только на колясках.

Опыт проживания в коллективе у меня был, и через небольшое время я адаптировалась на новом месте. В комнате нас проживало десять человек,учились мы тоже вместе,только в классе у нас было еще несколько мальчиков. Занимались мы по обычной школьной программе.

Наверное, у каждого были свои любимые предметы и любимые учителя, но все мы с удовольствием слушали учительницу литературы, Юлию Ивановну, которая в лицах изображала героев Гоголя. Почему-то это запомнилось особенно.

Учились играть на музыкальных инструментах. Девочки, в основном, (и я в том числе) на баянах, а мальчики на гитарах. Почти все занимались фотографией, умели проявлять и печатать. У меня до сих пор сохранились эти старенькие любительские снимки.

С помощью воспитателей (некоторые были не намного старше нас) готовились к праздникам. На Новый год своими силами шили костюмы и наряжали елку, летом нас вывозили на пикник, даже самых тяжело больных детей. Влюблялись, конфликтовали, бойкотировали нелюбимых воспитателей и подбрасывали им в сумки лягушек.

Скучали по родителям и писали письма домой. Конечно, иногда угнетал избыток общения, свободное время, которое нечем было заполнить. Отвыкание от близких в подобной ситуации происходит неизбежно, и в этом, на мой взгляд, самый большой минус этих учреждений. Но именно там меня научили самостоятельности и ответственности и помогли поверить в собственные силы. Я не испытываю ностальгии по тому времени, и мне бы не хотелось туда вернуться, но своих учителей и одноклассников я помню до сих пор.

Возвращаясь к разговору об инклюзивном образовании, нисколько не умаляя всех достоинств этого проекта, задаюсь вопросом: у многих ли родителей найдется столько сил и возможностей, чтобы ежедневно, преодолевая все препятствия в виде ступенек, лифтов и т.д., транспортировать свое любимое чадо в школу, какой бы приспособленной она не была? Не знаю.

А я с теплом и благодарностью вспоминаю всех, кто окружал меня в то время, "когда деревья были большими". С появлением интернета через социальные сети я пытаюсь найти своих одноклассников, пока безуспешно.

Валентина Плотникова, Самара

Источник: bbc.co.uk